Смысловая теория памяти. А. Бине, К. Бюллер.

Психоанализ (н.XXв). З. Фрейд, его последователи.

Бихевиоризм (н.XXв). Э.Торндайк, Э.Толмен.

Единственная задача психологии – установление однозначных связей между стимулами и реакциями, т.е. между внешними раздражителями и ответными движениями организма. Центральное место в исследованиях бихевиористов заняла проблема навыка.

Память – приобретение различных двигательных и речевых навыков, изучалась преимущественно в непроизвольной форме.

В исследовании произвольной памяти у бихевиористов в качестве центральной проблемы выступает проблема заучивания наизусть. В их работах были получены данные о влиянии повторений на успешность заучивания, зависимости заучивания от объема и характера материала, о зависимости продуктивности запоминания от различного рода установок, мотивов.

Подчеркивание роли положительных и отрицательных эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании материала.

Исследование механизмов подсознательного забывания, связанные с функционированием мотивации.

Обосновывают прямую зависимость запоминания от наличия/отсутствия смысловых связей, объединяющих материал в обширные смысловые структуры.