Дэвид Юм, Дэйвид Гартли, Джеймс Ст. Милль, Уильям Джемс, Герберт Спенсер, Герман Эббингауз, Георг Мюллер, А.Пильцкер и др.
Теории памяти.
1. Теория ассоцианизма(активное развитие XVIII-XIX вв.).
Аристотель(ассоциации по смежности по сходству, по контрасту.
Центральное понятие «ассоциация» - связь, соединение.
Научное обоснование ассоциации (И.М.Сеченов, И.П.Павлов):
ассоциация – временная связь, возникающая при одновременном или последовательном действии двух и более раздражителей.
Необходимое основание для образования связи между двумя впечатлениями ассоцианизм считал одновременность появления их в сознании.
Память – не активный процесс (деятельность) человека с предметами или их образами, а механически складывающийся продукт ассоциаций.
Виды ассоциаций:
- ассоциации по смежности во времени и в пространстве –
образ восприятия/представление вызывает то представление, которое в прошлом переживалось одновременно с ним/за ним (случайный испуг ребенка в темной комнате вызывает затем страх темноты, образ школьного товарища вызывает события школьной жизни),);
- ассоциации по сходству – напоминание предмета/фото вызывает представление о человеке;
- ассоциации по контрасту – маленький/большой, черное/белое.
Содержание понятия ассоциация в дальнейшем существенно переосмыслялось и углубилось, но само это понятие прочно закрепилось в психологии памяти. Запоминание – действительно связывание нового с уже имеющимся в опыте.
2. Гештальт-психология(к. XIX в).
В.Кёллер, К.Коффка, М.Вертгеймер, К.Левин и др.подвергли критике положения ассоцианизма о смежности элементов во времени и в пространстве как условие возникновение ассоциаций; в основе образования ассоциаций – закон целостности (гештальт-несводимые к сумме своих частей). Ведущее условие запоминания – структура материаладля запоминания неорганизованного материала необходимо намерение субъекта.
Недостаток: упустили из виду одну из наиболее важных сторон процесса построения и запоминания образа – собственную деятельность человека.
Для запоминания имеет значение не столько факт сходства/различия элементов, сколько действие человека, обнаруживающего эти сходства/различия.