Виды внимания.

По характеру происхождения и способам осуществления различают 3 основных вида внимания:

Непроизвольное (непреднамеренное) – это избирательное сосредоточение психики на объектах в силу особенности раздражителя. Наиболее простое, само собой возникающее, пассивное, вынужденное, не зависящее от сознания, без цели, вызванное особенностями действия раздражителя. Сильный шум, броско одетый человек, падающая звезда на ночном небе, плачущий на улице ребенок. Нам не нужно заставлять себя сосредотачиваться на этих событиях, здесь мы невольно останавливаем свой взгляд. Является врожденным (рефлекс «Что такое?»), возникает автоматически, не нужны волевые усилия, поэтому психика не утомляется.

Особенности раздражителя:

1. необычность, новизна, яркость, исключительность, контрастность ( новая марка автомобиля, новые наглядные пособия, в ботаническом саду в Индии ромашка, среди маленьких предметов большой, среди светлых темный);

2. сила и неожиданность (сильный звук, яркая вспышка света, резкий запах).

3. подвижность объекта, а также начало или прекращение действия раздражителя (маяки мерцающие, реклама бегающей, для учителя внезапная пауза)

4. Значимость предметов и явлений для субъекта: значимость для субъекта на основе потребности (голодный), личностной значимости (ждущий прихода поезда), создания положительного эмоционального фона (интересная книга);

5. Включение предметов в деятельность.

Произвольное (волевое, т.е. есть цель и необходима воля) – активная, преднамеренная сосредоточенность психики, зависит от поставленных задач. Высшая форма, специфична для человека, формируется в онтогенезе в процессе деятельности в № к 7 годам. Сначала по инструкции взрослого, подчиняясь им, в играх, косвенно связано с интересами, чувствами, опытом. Не зависит от особенностей раздражителя, м.б. направлено на любой предмет, но требует волевых усилий, поэтому утомляет психику и при отсутствии интереса это происходит через 20 мин. Если себя не заставить при подготовке к занятиям, рискуем бледно выглядеть на уроке.

Эксперимент с цифрами 3 сек. Установка!

На способность к произвольному вниманию, кроме установки, влияют мотивация, эмоциональные состояния, личностные особенности (тревога, взволнованность), особенности стимула и ситуации (в ситуации экзамена даже у сосредоточенных уч-ся наблюдается ухудшение внимания).

Послепроизвольное(вторичное непроизвольное)возникает после произвольного при выполнении деятельности и возникший в связи с этим интерес сохраняет целенаправленность. Цель была, но не требуется волевых усилий, напряжения и утомления не наступает, книга вначале скучна, затем вчитался и послепроизвольное внимание может длиться часами. Открыл Н.Ф. Добрынин.