Стол, 0.01, 1,0.9,0.01, 2,0,0.01, 4,1,0.001, 7,0.9,0.03

 

В начале описания правила вывода задаётся исход, вероятность которого меняется в соответствии с данным правилом. Это текст, включающий любые символы, кроме запятых (Исход № M), в данном случае - Стол.

После запятой указывается априорная (до опытная) вероятность данного исхода (P), например, 0.01. Она показывает, что в случае отсутствия дополнительной информации (здесь – наличия ножек, ящиков, столешницы и др. вопросов, заложенных в данный исход "Стол") любая мебель может оказаться столом с вероятностью 1%. Величину этой вероятности можно задавать, исходя из личных представлений о данном вопросе. Для объективности лучше провести исследование – сосчитать все виды мебели (столы, стулья, диваны, кровати, полки и т.д.) и рассчитать, какой процент из них составляют столы.

 

Примечание: P <= 0.00001 считается равной нулю, а P >= 0.99999 – единице, поэтому не указывайте такие значения – исход с подобной априорной вероятностью обрабатываться не будет, система укажет на ошибку в данном месте записи. Для подобных вероятностей нужно писать 0 или 1 соответственно. (вероятность P = 0 указывать нельзя, т.к. теряется смысл опроса – при нулевой вероятности ни один предмет не может оказаться столом. Допустимым для Р считается использование 3-4 знаков после запятой.

 

Затем через запятую идёт ряд повторяющихся групп из трёх элементов.

Первый элемент каждой группы (i) – это номер соответствующего вопроса (симптома, свидетельства, признака…), например, 1.

Следующий элемент 0.9( Py = P(В / А)) – это вероятность получения ответа «Да» на вопрос 1, если возможный исход верен (Py – это Р"yes"), т.е. вероятность того, что это действительно Стол. Для данного исхода на 90% стол стоит на ножках.

Третий элемент 0.01показывает Pn = P(А / неВ), т.е. вероятность того, что возможный исход неверен (Pn – это Р"no") и это не Стол. В нашем случае существует 1% вероятности того, что на ножках стоит не стол, а другой объект (стул, кресло, телевизор и др.).

Затем идёт группа элементов ответа на вопрос 2, т.е. у Стола нет ящиков (0) и есть вероятность в 0.01, что ящики есть не у Стола.

Ответ на вопрос 3 пропущен, а на 4 вопрос задано, что столешница на 100% у стола есть и на 0,1% она есть у других предметов мебели (тумбочка, откидной столик в самолёте и др).

5 и 6 вопросы опущены, а по 7-му принято, что с вероятностью 0.9 стол выше 50 см, хотя допускается, что может быть и ниже (Pn=0.03), например, японский столик.

Затем такие же данные указываются для каждого исхода, т.е. для объектов Тумбочка, Стул, Шкаф нужно аналогично, по той же схеме записать ответы на те же вопросы.

Эти вопросы к ЭС и вероятности ответов на них и разрабатывают когнитолог вместе с экспертом.

 

В примере 1 приведена БЗ "Мебель" целиком (один из её вариантов, т.к. могут быть другими и вопросы, и вероятности):

 

Пример 1.

База знаний "Мебель", автор –кафедра "Информатика", КубГТУ, 2008

Признаки:



r.php"; ?>