Функциональные ожидания от СМИ, мотивы выбора
Рейтинги радиостанций
Выбор радиостанций
Рейтинги каналов ТВ
Выбор телеканалов
По данным«Комкон-Медиа» за II квартал 2004 г., недельные аудитории телеканалов (т. е. количество человек, смотрящих данный телеканал хотя бы один раз в неделю), в %выглядят таким образом (табл. 17, объем аудиторий представлен в процентах от населения России старше 10 лет).
Первый и Второй каналы, как видим,– вне конкуренции. Больше половины аудитории – у НТВ. У остальных аудитория гораздо уже. Это связано и с тем, что они принимаются далеко не во всех регионах России.
Таблица 17
Первый канал | 85,8 |
Россия | 77,4 |
НТВ | 55,6 |
СТС | 40,0 |
ТНТ | 30,9 |
РЕН-ТВ | 28,7 |
ТВЦ | 19,6 |
Культура | 16,8 |
Спорт | 10,9 |
ТВ 3 | 10,5 |
MTV | 10,7 |
МУЗ-ТВ | 10,8 |
ДТВ | 9,8 |
7 ТВ | 5,8 |
Рамблер | 5,6 |
Источник: R-TGI (Российский Индекс Целевых Групп)
Объем ежедневной аудитории радиостанций Москвы среди слушателей старше 12 лет на октябрь 2004 г. по данным «Комкон-медиа» выглядит так (табл. 18).
Таблица 18
(в % к числу опрошенных)
Радио в целом | 71,5 | Хит FM | 4,0 |
Эфирное вещание | 63,7 | Радио Джаз | 3,6 |
Трансляционная сеть | 18,6 | Говорит Москва | 3,5 |
Радио России (в целом) | 14,5 | Радио Классик | 3,4 |
Русское pадио | 13,9 | Радио Монте-Карло | 2,7 |
Маяк (в целом) | 11,9 | Тройка | 2,4 |
Евpопа Плюс | 10,7 | Радио Диско 88,7 FM | 2,4 |
Автоpадио | 9,7 | Маяк 24 | 2,1 |
Радио Шансон | 8,8 | Радио Свобода | 1,5 |
Эхо Москвы | 8,7 | Спорт FM | 1,0 |
Радио-7 На семи холмах | 8,2 | Мегаполис 89,5 FM | 0,6 |
Ретро FM | 7,8 | Юность | 0,4 |
Наше время на МВ | 7,5 | Радио Куранты | 0,4 |
Сеpебpяный Дождь | 7,2 | Голос Амеpики | 0,4 |
Love Radio | 7,1 | Радио Арсенал | 0,3 |
Динамит FM | 6,9 | До-Радио | 0,3 |
Радио Максимум | 5,6 | БИ-БИ-СИ | 0,3 |
Наше радио | 5,4 | Немецкая Волна | 0,3 |
Радио Энергия | 5,1 | Радио Франс Интернасьональ (RFI) | 0,0 |
Ультра | 4,7 | Радио России (1 программа) | 12,4 |
Русское pадио-2 | 4,5 | Маяк (2 программа) | 7,3 |
Первое популярное радио (Попса) | 4,3 | Говорит Москва (3 программа) | 3,5 |
Эфирное радио лидирует. А государственный канал «Радио России» имеет сейчас не очень большую аудиторию, тогда как в советское время его аудитория была очень велика и практически равнялась взрослому населению. Сейчас, когда появилось много коммерческих радиостанций, слушатели разбрелись по разным «сусекам». Монополия государственного телевещания разрушена, хотя все-таки государственные станции «Радио России» и «Маяк» по-прежнему на вершине рейтинга вместе с «Русским радио». Далее следуют «Европа плюс», «Авторадио», «Радио Шансон», «Эхо Москвы», «Радио-7 На семи холмах» (все – более 8 %).
Зарубежные радиостанции «Голос Америки», «Би-Би-Си», «Немецкая волна», которые были прежде достаточно популярны из-за отсутствия альтернативных источников информации, сегодня набирают меньше полпроцента голосов.
Выбор изданий и теле-радиопрограмм, о чем мы говорили в предыдущем разделе,– важный показатель. Но он ничего не говорит о том, почему выбор именно таков, а мотивы могут быть разные: получаю оперативную информацию, интересно, практически полезно, расширяет кругозор, важно для работы, помогает расслабиться, отдохнуть, читаю по традиции, потому что семья давно выписывает, читают (смотрят, слушают) мои друзья и т. д.
Один из наиболее полных списков различных мотивов обнаружили эстонские социологи при опросе около тысячи молодых эстонцев при ранжировании ответов на вопрос «Почему Вы обращаетесь к теле- и радиоканалам?».
1. Расширить свой кругозор
2. Слушать музыку
3. Получить новости о своем городе, районе, республике
4. Отдыхать, развлекаться
5. Получать новости о зарубежных странах
6. Быть в курсе проблем молодежи у нас и за рубежом
7. Получать эстетическое наслаждение
8. Слушать, видеть, читать кое-что приключенческое
9. Получать приятный фон для своих дел
10. Получать новости о других республиках, о Советском Союзе
11. Получать материалы – повод для совместного раздумья и рассуждения
12. Получить практические советы
13. Лучше понять сущность современных событий
14. Слушать, смотреть, читать что-нибудь смешное
15. Получать оперативную информацию
16. Узнать, какая будет погода
17. Узнать оценки и мнения о различных явлениях
18. Получить авторитетную информацию
19. Узнать точное время
20. Быть в курсе проблем, о которых говорят в кругу моих знакомых
21. Избавиться от уединения, одиночества
22. Получить подтверждение своим мыслям
23. Слушать- видеть- читать кое-что критическое о разных событиях и проблемах
24. Чувствовать себя участником событий в мире
25. Получать радость от решения кроссвордов, викторин и т. п.
26. Получить помощь для решения проблем, возникающих в жизни
Мотивацию аудитории по отношению к разным СМИ (телевидению, радиовещанию, печати) демонстрирует исследование аудитории Ленинградской области (1985)*. Ниже представлены мотивы обращения в СМИ (табл. 19).
Таблица 19
Мотивы обращения к разным СМИ
(в % к числу опрошенных)
Мотивы | Телевидение | Радио | Газеты |
Узнать новости о событиях в нашей стране | |||
Узнать новости о событиях за рубежом | |||
Отдохнуть, восстановить силы | |||
Узнать о каких-либо занимательных событиях или происшествиях | |||
Получить удовлетворение от произведений литературы, искусства | |||
Отвлечься от житейских забот и волнений | |||
Найти ответы на нравственные проблемы, которые волнуют | |||
Получить сведения и советы, полезные для любимых занятий во время досуга | |||
Повысить свой общеобразовательный уровень | |||
Углубить свои профессиональные знания и опыт | |||
Пережить острые, волнующие впечатления | |||
«Убить время», когда нет других занятий |
Как видим, люди хотят, прежде всего, узнать новости, отдохнуть, расширить свой кругозор и получить полезную для жизни информацию. Конечно, телевидение незаменимо для проведения досуга. Но и вообще оно наиболее полно способно удовлетворить потребности человека во всех его функциональных ожиданиях.
С тех пор структура функциональных ожиданий аудитории претерпела немного изменений. Люди довольно консервативны в своих предпочтениях относительно базовых мотивов, связанных с базовыми потребностями, и функциональных ожиданий. Конечно, это не застывшая картина: она связана и с переменами в обществе, с изменением образа жизни и культуры населения, но главным образом, пожалуй, с динамикой самих СМИ.
Правда, на уровне представлений населения о задачах местных СМИ кардинальных изменений не произошло. Соотношение их функциональных ориентаций в 2002 г. почти такое же, как и в 1960–1980 гг. Однако довольно сильно изменились ориентации руководителей органов власти и журналистов. Они стали чуть ближе к ориентациям аудитории, хотя «ножницы» до сих пор значительные и их не может не быть, потому что у властей основные задачи – организаторские и идеологические, у журналистов – информационные, а у аудитории практические. Познакомимся с сопоставительными данными, полученными Независимым институтом коммуникавистики «СМИ и органы местного самоуправления» (табл. 20).
Таблица 20
Представление населения о задачах местных СМИ в 1985 г.