Функциональные ожидания от СМИ, мотивы выбора

Рейтинги радиостанций

Выбор радиостанций

Рейтинги каналов ТВ

Выбор телеканалов

По данным«Комкон-Медиа» за II квартал 2004 г., недельные аудитории телеканалов (т. е. количество человек, смотрящих данный телеканал хотя бы один раз в неделю), в %выглядят таким образом (табл. 17, объем аудиторий представлен в процентах от населения России старше 10 лет).

Первый и Второй каналы, как видим,– вне конкуренции. Больше половины аудитории – у НТВ. У остальных аудитория гораздо уже. Это связано и с тем, что они принимаются далеко не во всех регионах России.

 

Таблица 17

 

Первый канал 85,8
Россия 77,4
НТВ 55,6
СТС 40,0
ТНТ 30,9
РЕН-ТВ 28,7
ТВЦ 19,6
Культура 16,8
Спорт 10,9
ТВ 3 10,5
MTV 10,7
МУЗ-ТВ 10,8
ДТВ 9,8
7 ТВ 5,8
Рамблер 5,6

 

Источник: R-TGI (Российский Индекс Целевых Групп)

 

Объем ежедневной аудитории радиостанций Москвы среди слушателей старше 12 лет на октябрь 2004 г. по данным «Комкон-медиа» выглядит так (табл. 18).

Таблица 18

(в % к числу опрошенных)

Радио в целом 71,5 Хит FM 4,0
Эфирное вещание 63,7 Радио Джаз 3,6
Трансляционная сеть 18,6 Говорит Москва 3,5
Радио России (в целом) 14,5 Радио Классик 3,4
Русское pадио 13,9 Радио Монте-Карло 2,7
Маяк (в целом) 11,9 Тройка 2,4
Евpопа Плюс 10,7 Радио Диско 88,7 FM 2,4
Автоpадио 9,7 Маяк 24 2,1
Радио Шансон 8,8 Радио Свобода 1,5
Эхо Москвы 8,7 Спорт FM 1,0
Радио-7 На семи холмах 8,2 Мегаполис 89,5 FM 0,6
Ретро FM 7,8 Юность 0,4
Наше время на МВ 7,5 Радио Куранты 0,4
Сеpебpяный Дождь 7,2 Голос Амеpики 0,4
Love Radio 7,1 Радио Арсенал 0,3
Динамит FM 6,9 До-Радио 0,3
Радио Максимум 5,6 БИ-БИ-СИ 0,3
Наше радио 5,4 Немецкая Волна 0,3
Радио Энергия 5,1 Радио Франс Интернасьональ (RFI) 0,0
Ультра 4,7 Радио России (1 программа) 12,4
Русское pадио-2 4,5 Маяк (2 программа) 7,3
Первое популярное радио (Попса) 4,3 Говорит Москва (3 программа) 3,5

 

Эфирное радио лидирует. А государственный канал «Радио России» имеет сейчас не очень большую аудиторию, тогда как в советское время его аудитория была очень велика и практически равнялась взрослому населению. Сейчас, когда появилось много коммерческих радиостанций, слушатели разбрелись по разным «сусекам». Монополия государственного телевещания разрушена, хотя все-таки государственные станции «Радио России» и «Маяк» по-прежнему на вершине рейтинга вместе с «Русским радио». Далее следуют «Европа плюс», «Авторадио», «Радио Шансон», «Эхо Москвы», «Радио-7 На семи холмах» (все – более 8 %).

Зарубежные радиостанции «Голос Америки», «Би-Би-Си», «Немецкая волна», которые были прежде достаточно популярны из-за отсутствия альтернативных источников информации, сегодня набирают меньше полпроцента голосов.

 

Выбор изданий и теле-радиопрограмм, о чем мы говорили в предыдущем разделе,– важный показатель. Но он ничего не говорит о том, почему выбор именно таков, а мотивы могут быть разные: получаю оперативную информацию, интересно, практически полезно, расширяет кругозор, важно для работы, помогает расслабиться, отдохнуть, читаю по традиции, потому что семья давно выписывает, читают (смотрят, слушают) мои друзья и т. д.

Один из наиболее полных списков различных мотивов обнаружили эстонские социологи при опросе около тысячи молодых эстонцев при ранжировании ответов на вопрос «Почему Вы обращаетесь к теле- и радиоканалам?».

1. Расширить свой кругозор

2. Слушать музыку

3. Получить новости о своем городе, районе, республике

4. Отдыхать, развлекаться

5. Получать новости о зарубежных странах

6. Быть в курсе проблем молодежи у нас и за рубежом

7. Получать эстетическое наслаждение

8. Слушать, видеть, читать кое-что приключенческое

9. Получать приятный фон для своих дел

10. Получать новости о других республиках, о Советском Союзе

11. Получать материалы – повод для совместного раздумья и рассуждения

12. Получить практические советы

13. Лучше понять сущность современных событий

14. Слушать, смотреть, читать что-нибудь смешное

15. Получать оперативную информацию

16. Узнать, какая будет погода

17. Узнать оценки и мнения о различных явлениях

18. Получить авторитетную информацию

19. Узнать точное время

20. Быть в курсе проблем, о которых говорят в кругу моих знакомых

21. Избавиться от уединения, одиночества

22. Получить подтверждение своим мыслям

23. Слушать- видеть- читать кое-что критическое о разных событиях и проблемах

24. Чувствовать себя участником событий в мире

25. Получать радость от решения кроссвордов, викторин и т. п.

26. Получить помощь для решения проблем, возникающих в жизни

Мотивацию аудитории по отношению к разным СМИ (телевидению, радиовещанию, печати) демонстрирует исследование аудитории Ленинградской области (1985)*. Ниже представлены мотивы обращения в СМИ (табл. 19).

Таблица 19

Мотивы обращения к разным СМИ
(в % к числу опрошенных)

Мотивы Телеви­дение Радио Газеты
Узнать новости о событиях в нашей стране
Узнать новости о событиях за рубежом
Отдохнуть, восстановить силы
Узнать о каких-либо занимательных событиях или происшествиях
Получить удовлетворение от произведений литературы, искусства
Отвлечься от житейских забот и волнений
Найти ответы на нравственные проблемы, которые волнуют
Получить сведения и советы, полезные для любимых занятий во время досуга
Повысить свой общеобразовательный уровень
Углубить свои профессиональные знания и опыт
Пережить острые, волнующие впечатления
«Убить время», когда нет других занятий

 

Как видим, люди хотят, прежде всего, узнать новости, отдохнуть, расширить свой кругозор и получить полезную для жизни информацию. Конечно, телевидение незаменимо для проведения досуга. Но и вообще оно наиболее полно способно удовлетворить потребности человека во всех его функциональных ожиданиях.

С тех пор структура функциональных ожиданий аудитории претерпела немного изменений. Люди довольно консервативны в своих предпочтениях относительно базовых мотивов, связанных с базовыми потребностями, и функциональных ожиданий. Конечно, это не застывшая картина: она связана и с переменами в обществе, с изменением образа жизни и культуры населения, но главным образом, пожалуй, с динамикой самих СМИ.

Правда, на уровне представлений населения о задачах местных СМИ кардинальных изменений не произошло. Соотношение их функциональных ориентаций в 2002 г. почти такое же, как и в 1960–1980 гг. Однако довольно сильно изменились ориентации руководителей органов власти и журналистов. Они стали чуть ближе к ориентациям аудитории, хотя «ножницы» до сих пор значительные и их не может не быть, потому что у властей основные задачи – организаторские и идеологические, у журналистов – информационные, а у аудитории практические. Познакомимся с сопоставительными данными, полученными Независимым институтом коммуникавистики «СМИ и органы местного самоуправления» (табл. 20).

Таблица 20

Представление населения о задачах местных СМИ в 1985 г.