Статистическое изучение взаимосвязи
Таблица 1
Функция F и базисные неизвестные | Свободные члены | Свободные переменные | |||||
… | …. | ||||||
F | … | …. | |||||
… | …. | ||||||
…. | … | … | …. | ||||
… | ….. | ||||||
…. | … | … | …. | ||||
… | ….. |
4.С помощью симплекс-таблицы выясняют, имеет ли вообще данная задача решение (совместна ли система) и является ли выбранный план опорным.
Если все положительны, то при положительных линейная функция F неограниченна снизу и оптимального решения задачи не существует. Опорным же план будет тогда когда все .
5.Рассматривают те из свободных неизвестных, которые в форме (8) стоят с положительными коэффициентамии из них выбирают какую-либо одну (например ). Если все кроме , придать нулевые значения, а увеличивать, то F будет уменьшаться. Причем можно увеличивать до тех пор, пока какое-либо не станет нулевым (из системы (7)).
Если все свободные неизвестные, кроме , равны нулю то из системы (7) остается:
(9)
Все базисные неизвестные, у которых коэффициент меньше нуля при увеличении убывать не будут. Будут, убывать, а следовательно превращаться в нуль, только те неизвестные, у которых коэффициент при больше нуля.
Базисная неизвестная обратится в нуль только при
Причем первая превратится в нуль та базисная неизвестная, для которой отношение
остальные будут еще положительными.
Коэффициент называется разрешающим элементом (его подчеркивают). Строка и столбец с разрешающим элементом называют разрешающим.
Увеличение значения до величины перемещают нас от исходной опорной точки к новой. При этом функция F уменьшается до величины .
С целью дальнейшего уменьшения F составляют новую симплекс-таблицу, в которой в качестве свободных неизвестных будут прежние, а вместо войдет . Затем все повторяется.
Правило перехода к новой симплекс-таблице:
Для составления новой симплекс-таблицы при переходе от к нужно:
· Разрешающий элемент заменить на обратную ему величину () ;
· Все остальные элементы разрешающей строки разделить на разрешающий элемент (умножить на );
· Все элементы разрешающего столбца, кроме самого разрешающего элемента, тоже разделить на разрешающий элемент (умножить на ) и перед каждым сменить знак на противоположный (умножить на -1);
· Для каждой из клеток, не стоящей в разрешающих строках и столбцах, получить произведение числа, стоящей в верхней части пересечения разрешающей строки со столбцом данной клетки, на число, стоящей в нижней части пересечения разрешающего столбца со строкой взятой клетки.
В таблице 2 с помощью этих правил заполнены нижние части клеток разрешающих строк и столбцов новыми элементами, а всех остальных клеток- соответствующими слагаемыми новых элементов.
… | … | |||||
F | …. | …. | ||||
….. | ||||||
…. | ….. | …. | …. | …. | …. | …. |
… | … | |||||
… | … | … | … | … | … | … |
… | … |
После применения перечисленных правил и использование слагаемых новых элементов клеток, не входящих в разрешающую строку и столбец, получается симплекс-таблица для нового набора свободных неизвестных.
Теперь можно продолжить работу по той же схеме дальше, пока в результате конечного числа шагов не появится симплекс-таблица, в первой строке которой все коэффициенты , коме не станут отрицательными. Последнее будет означать, что получено оптимальное решение задачи линейного программирования, при котором целевая функция F минимизирована.