Методика библиотерапии и библиотерапевтическая рецептура

БИБЛИОТЕРАПИЯ

Применение музыкотерапии в детском возрасте

В 70—80-е годы вышло несколько монографий, посвя­щенных музыкотерапии, в каждой имеются главы по при­менению музыки с лечебной целью у детей, страдающих неврозами (К. Швабе, 1974), ранним детским аутизмом (P.O. Бенензон, 1973), а также исследования по объективи­зации влиянии музыки на детей (У. Грюс, Г. Грюс, 3. Мюл­лер, 1971). В 1982 г. в Берлине вышла книга Ю. Брюкнер, И. Медераке и К. Ульбрих «Музыкотерапия для детей», в которой очень детально рассмотрены все возможные виды детской музыкотерапии, включая пантомиму и различные способы рисования под музыку.

Одна из методик заключается в обучении детей распознаванию эмоций. Она состоит из четырех музыкальных уроков с постепенным усложнением заданий.

Методика библиотерапии представляет собой сложное сочетание книговедения, психологии, психотерапии, пси­хокоррекции», — писал В. М. Мясищев.

Библиотерапия — специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его пси­хического состояния.

Коррекционное чтение от чтения вообще отличается своей направленностьюна те или иные психические процессы, состояния, свойства личности:

измененные — для их нормализации; нормальные — для их уравновешивания. Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, вле­чения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, вос­полняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям. Таким образом, можно ослаблять или усиливать воздействие на чувства клиента для восстановления его душевного равновесия.

Методику библиотерапии можно разделить на несколько этапов:

1. Самоподготовка психокорректора.

Она включает в себя составление собственной библиотерапевтической рецептуры, т.е. списков литературы и специ­ального ознакомления с книгами с коррекционной точки зрения

Желательно иметь большинство книг в отдельной биб­лиотечке для того, чтобы клиенты могли легко найти эту книгу при отсутствии ее в собственности. Кроме того, в таких книгах можно разрешать клиенту делать пометки на полях, что облегчает диагностику клиента.

2. Ориентировка в возможностях библиотерапии и ее жанров.

3. Составление списка.

4. Выработка системы чтения.

Определяются жанры, приоритетные направления и ко­личество книг. Рекомендуя клиенту книги в библиотерапевтических целях, A.M. Миллер указывает на необходимость учета трех следующих принципов:

— степени доступности изложения (степень сложности предлагаемой книги);

- герой книги должен быть клиенту «по плечу»;

— максимальное сходство ситуации книги с ситуацией, в которой находится клиент. _В ходе библиотерапии клиент ведет читательский дневник. Анализ дневниковых записей нередко раскрывает процесс субъективной интерпретации художественных произведений, основанных на восприятии как активной при страстной деятельности и может быть использован и диагностических целях для объективной оценки процесса и эффективности коррекции.

В случае использования библиотерапии как основного метода предполагается система чтения с определенной после довательностью, тематикой, отработкой прочитанного. Больше внимания обращается на биографическую, мировоззренческую, специальную литературу.

|Библиотерапия может применяться и как вспомогательный метод для решения частных задач во время коррекционных мероприятий, носящих узкую направленность: коррекция детско-родительских отношений, при эмоциональ­но стрессовых нарушениях и т.д.

Библиотерапия рекомендуется детям и взрослым с проблемами личностного и эмоционального плана, применяет­ся как в индивидуальной, так и в групповой форме.

При групповой форме библиотерапии кроме требований, которые учитываются при создании любой психокоррекционной группы, необходим еще подбор членов группы по сте­пени начитанности и читательским интересам.

 

Психокоррекционные процессы при библиотерапии ус­ловно можно разделить на неспецифические и специфичес­кие. Неспецифические процессы характеризуются широтой,

универсальностью своего воздействия на всю личность и на конкретные изменения в целом, преимущественно через всю личность. Это успокоение; удовольствие, радость; чувство уве­ренности в себе, вера в свои возможности, удовлетворение собой; достаточно общая психическая активность.

Специфические коррекционные процессы характеризуются более узкой специальной направленностью на личность или на какой-то психический процесс: конкретные чувства.

Контроль можно разделить на несколько степеней:

понимание своего положения, воздействие на него гетеро- и аутопсихогенных факторов;

—понимание роли собственной личности в развитии сво­его состояния;

—осознание своих истинных отношений к жизненным важнейшим проблемам.

Эмоциональная проработка. Основное значение — помо­гает человеку проявлять личные эмоции, сравнивать их с эмоциями других людей при поддержке и коррекции со стороны психолога

Тренировка. Проигрывая в воображении диалоги, альтер­нативное (по сравнению с действующими лицами произве­дения) поведение, учитывая свои особенности (недостаточ­но опыт, застенчивость и т.д.), клиент получает знания об альтернативных способах переживания,

Разрешение конфликта. Это своеобразный синтез конт­роля, эмоциональной проработки и умений, полученных в результате тренировки в применении к конкретной жизненной ситуации.

Практически это выглядит следующим образом: пси­холог составляет список литературы, наиболее актуальной для клиента, в соответствии с его проблемами, трудностя­ми, целями, личностными особенностями; литературы, сти­мулирующей осознание характера затруднений, причин труд­ностей, вызвавших дисгармонию, и т.д.

Клиент перед чтением получает инструкцию: что из пред­ложенного списка требует его особого внимания, что может быть опущено, что из прочитанного необходимо будет срав­нить со своим опытом, что следует немедленно проверить на практике.

После того как клиент прочтет книгу, проводится бесе­да: «Что особенно интересно было узнать?»; «Какую пользу он из этого извлек?»; «Что вызвало сомнение, опасение?»; «Что осталось неясным?»; «Как он относится к отдельным персонажам?»