МУЗЫКОТЕРАПИЯ

После второй мировой войны за рубежом получило до­вольно широкое распространение лечение музыкой различ­ных психических расстройств. Определились два независи­мых друг от друга течения: американская и шведская школы.

Американская Музыкотерапия имеет эмпирико-клиничес­кую ориентацию. Это главным образом описание клиничес­кого эффекта воздействия музыки, различной по форме и содержанию, на основании чего составляются «лечебные» каталоги музыки. Это своего рода музыкальная фармаколо­гия, в которой выделяют две стороны лечебного воздей­ствия: стимулирующую и седативную. Сторонники психо­анализа объясняют воздействие музыки ее влиянием на сферу влечений. Используя для объяснения эффекта музыки понятие «катарсиса*, они вкладывают в этот термин принципиально иное значение. Музыка является не только средством, снижающим и устраняющим эмоциональное напря­жение, но и главным образом каналом для выхода сексу альной энергии.

Шведская школа, будучи ориентирована на глубинную психологию, считает, что в коррекционной работе музыке терапии должна отводиться центральная роль, так как му­зыка благодаря своим специфическим особенностям в со­стоянии проникнуть в глубинные слои личности. Альтшулер обнаружила физиологические изменения у пациентов, адек­ватные определенным типам музыкального воздействия и обосновала терапевтический подход, названный ею изо-принципом музыкотерапии. Согласно этому положению при затруднении словесного контакта с больным музыка спо­собствует его установлению, если она соответствует эмоци­ональному тонусу состояния пациента. То есть при депрессии показана музыка тихая, спокойная, при возбуждении — гром­кая, быстрого темпа. История музыкотерапии знает немало примеров практического применения этого принципа.

Правильный выбор музыкальной программы — ключе­вой фактор музыкотерапии

Физиологическое воздействие музыки на человека осно­вано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как рит­мический раздражитель стимулирует физиологические про­цессы организма, происходящие ритмично как в двигатель­ной, так и в вегетативной сфере. Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны. Между ритмом движения и рит­мом внутренних органов существует определенная связь

Сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, доставляющую удовольствие и создающую приятное настроение

Музыка способна устанавливать общее настроение, при­чем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкаль­ной подготовки, интеллектуальных особенностей слушаю­щего. Изучение эмоциональной значимости отдельных эле­ментов музыки — ритма, тональности, показало их спо­собность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают деп­рессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действу­ют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мяг­кие ритмы успокаивают, диссонансы — возбуждают, кон­сонансы — успокаивают. Положительные эмоции при музыкальном прослушивании, «художественное наслажде­ние», по мнению Л.С. Выготского, не есть чистая рецеп­ция, но требует высочайшей деятельности психики. Мучи­тельные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, уничтожению, превращению в проти­воположное.

Подробный разбор литературы, посвященной различным аспектам музыкотерапии, представлен в работах Л.С. Бру-силовского (1971), В.Ю. Завьялова (1995), К. Швабе (1974) и др. Музыкотерапия может служить вспомогательным сред­ством установления контакта между психологом и клиен­том и средством, облегчающим эмоциональное отреагиро-вание в процессе коррекционной работы.

Выделяют четыре основных направления коррекционно-го действия музыкотерапии:

1. Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии.

2. Развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей.

3. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы.

4. Повышение эстетических потребностей.

В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают:

- катарсис — эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;

— облегчение осознания собственных переживаний;

— конфронтацию с жизненными проблемами;

— повышение социальной активности;

— приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

- облегчение формирования новых отношений и установок.

В зависимости от активности клиентов, степени их учас­тия в музыкотерапевтическом процессе и поставленных за­дач музыкотерапия может быть представлена в форме ак­тивной, когда они активно выражают себя в музыке, и пассивной (рецептивной), когда клиентам предлагают толь­ко прослушать музыку.

Активнаямузыкотерапия представляет собой коррекционно-направленную, активную музыкальную деятельность:
воспроизведение, фантазирование, импровизация с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов. Активная музыкотерапия может быть индивиду­альной (вокалотерапия) и групповой (вокальный ансамбль, хор) или же в форме игры на музыкальных инструментах
или музыкального .творчества.

Рецептивнаямузыкотерапия предполагает восприятие музыки с коррекционной целью. В комплексных коррекционных воздействиях музыкотерапия может использоваться в различных формах. Различают три формы рецептивном психокоррекции: коммуникативную, реактивную и регулирующую:

1. Коммуникативная — совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимание и доверия, это наиболее простая форма музыкотерапии, имеющая своей целью установление и улучшение контакта психолога с клиентом.

2. Реактивная, направленная на достижение катарсиса.

3. Регулятивная, способствующая снижению нервно-психического напряжения.

.

Групповая вокалотерапия, пение — важный метод активной музыкотерапии. Преимущество этого метода заключается в сочетании внимания к своей телесной сфере (функци ям гортани, шейной мускулатуры, легких, диафрагмы и, по существу, всего организма) с ориентацией на группу. Численность группы вокалотерапии 15—20 человек, длительность занятий — 45 мин. Используются песни предпоч­тительно оптимистические, жизнерадостного характера, но также такие, которые побуждают к размышлению и глубо­ким переживаниям. Песни подбираются в соответствии t настроением группы. Размещение группы — замкнутый круг. Руководители группы включены в круг и поют вместе со всеми.