Пассивная и активная

Задачи

Цели арттерапии

Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания

1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам

2. Облегчить процесс коррекции.

3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключении.

4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять

5. Наладить отношения между психологом и клиентом.
6. Развить чувство внутреннего контроля.

7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.

8. Развить художественные способности и повысить са­мооценку.

Использование элементов арттерапии в групповой рабо­те дает дополнительные результаты, стимулируя воображе­ние, помогает разрешать конфликты и налаживать отноше­ния между участниками группы. Искусство приносит ра­дость, что важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или является резуль­татом осознания возможности развлечься.

Арттерапия дает выход внутренним конфликтам и силь­ным эмоциям, помогает при интерпретации вытесненных переживаний, дисциплинирует группу, способствует повы­шению самооценки клиента, способности осознавать свои ощущения и чувства, развивает художественные способнос­ти. В качестве материалов на занятиях по арттерапии исполь­зуются краски, глина, клей, мел. Арттерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Во время творческого самовыражения в ходе проведения арттерапии возможно взрывное высвобождение сильных эмоций. Если при этом отсутствует твердый и опытный ру­ководитель, то некоторые члены группы или индивиды могут оказаться буквально раздавленными собственными чувствами. Поэтому предъявляются особые требования к подготовке психолога, работающего в технике арттерапии.

3. Две формы арттерапии:

При пассивной форме клиент «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

Приактивной форме арттерапии клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.

Занятия по арттерапии могут бытьструктурированными и неструктурированными.

При структурированных занятиях тема жестко задается и материал предлагается психологом. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т.д.

Принеструктурированных занятиях клиенты самостоя­тельно выбирают тему для освещения, материал, инстру­менты.

Существуют различные варианты использования метода арттерапии:

—использование уже существующих произведений ис­кусства через их анализ и интерпретацию клиентами;

—побуждение клиентов к самостоятельному творчеству;

—использование имеющегося произведения искусства и
самостоятельное творчество клиентов;

—творчество самого психолога (лепка, рисование и др.), направленное на установление взаимодействия с кли­ентом.