Административно-правовые меры пресечения милицией правонарушений в сфере оборота наркотических средств
Значение мер административного пресечения в системе правоохранительных средств особенно велико, поскольку в ходе их применения пресекаются наиболее распространенные правонарушения и преступления, обеспечивается возможность привлечения виновных лиц к ответственности.
Объединяющим элементом этой группы мер принуждения, как следует из их названия, является властное, принудительное прекращение состояния противоправности. Имея конечной целью охрану правопорядка в широком смысле слова, названные меры наряду с общим назначением имеют собственные специфические черты: основание применения, фактическое содержание, способы осуществления.
Меры административного пресечения связаны с прямым вмешательством в деятельность субъекта, что позволяет в большинстве случаев фактически лишить его физической возможности действовать. Не случайно в группе мер административного пресечения, называемых Законом «О милиции», лишь одна мера — требование прекратить противоправное поведение — лишена свойства материального (физического) воздействия.
К сожалению, на сегодня отсутствует единый нормативный акт, регулирующий систему мер административного пресечения, основания и порядок их применения.
Анализ законодательства, регламентирующего применение мер административного пресечения, показывает, что наиболее приемлемой могла бы быть система мер административного пресечения, учитывающая такие факторы, как:
а) степень самостоятельности (автономности) мер административного пресечения;
б) методы воздействия, лежащие в их основе;
в) характер объектов воздействия;
г) характер сферы воздействия, в которой имеет место применение указанных мер.
На наш взгляд, наиболее оптимальной является позиция А. П. Коренева, который, исходя из характера и объекта воздействия мер пресечения, предложил более подробную классификацию: меры пресечения, применяемые к нарушителю имущественного характера; технического характера; санитарно-эпидемиологического характера; финансово-кредитного характера. При этом необходимо отметить, что основным системо образующим признаком перечисленных групп выступает их целевая направленность.
Таким образом, в число мер административного пресечения, применяемых милицией в сфере оборота наркотических средств, должны быть включены:
1. Меры пресечения личностного характера:
— требование прекратить противоправные и иные действия, препятствующие осуществлению полномочий милиции;
— административное задержание;
— принудительные меры медицинского характера;
— отстранение от управления транспортным средством лица, находящегося в состоянии опьянения;
2. Меры пресечения имущественного характера:
— изъятие вещей и документов;
— аннулирование лицензии или разрешения на хранение и ношение служебного или гражданского оружия, в том числе его изъятие;
— задержание транспортного средства.
К мерам пресечения личностного характера относятся физические действия соответствующих должностных лиц по принудительному прекращению противоправных деяний, заключающиеся в ограничении тех или иных прав граждан.
Закон Российской Федерации «О милиции» предоставил сотрудникам милиции для выполнения возложенных на них обязанностей право требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц органов местного самоуправления, представителей общественных объединений; удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия (п. 1 ст. 11).
Данное право — одно из возможных средств исполнения служебных обязанностей сотрудниками милиции. Например, сотрудник милиции, реализующий свое право отстранить от управления транспортным средством лицо, находящееся в состоянии наркотического опьянения, совершенно обоснованно может, опираясь на указанное полномочие, требовать от водителя открыть запертую изнутри дверь автомобиля, выйти из него и предоставить в распоряжение сотрудника милиции ключ зажигания.
Сферой действия указанной выше нормы охватываются не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане, лица без гражданства, а также должностные лица и прочие носители специального статуса. Требование сотрудника милиции, изложенное в убедительной, понятной и корректной форме, является обязательным для исполнения гражданами и должностными лицами, более того, невыполнение требования влечет за собой установленную законом ответственность.
Для выполнения возложенных на сотрудников милиции обязанностей Закон «О милиции» предоставил им право осуществлять административное задержание (п. 5 ст. 11).
В юридической литературе административное задержание, если иметь в виду ст. 27.1 КоАП РФ, связывает лишь с административным правонарушением. Однако анализ нормативно-правовых актов дает основания полагать, что термин «задержание» зачастую не связан с совершением административного правонарушения (например, задержание транспортного средства в порядке ст. 27.13 КоАП РФ; задержание незаконно перемещенных через Государственную границу Российской Федерации наркотических средств).
В юридической литературе и нормативных правовых актах под задержанием понимаются различные комплексы действий, такие как физический «захват» (ограничение свободы), доставление в орган внутренних дел (милицию) и само процессуальное задержание (содержание лица в помещении правоохранительного органа) либо ограничение свободы передвижения предметов, вещей, механизмов. С нашей точки зрения, понятие «задержание» должно рассматриваться в широком, охватывающем все перечисленные действия смысле.
Помимо задержания в ряде нормативных правовых актов упоминается термин «доставление». Так, в соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте, если составление протокола является обязательным, нарушитель может быть доставлен в милицию. При этом в ст. 27.2 КоАП РФ закреплены не все цели, достигаемые доставлением, в силу чего иные цели, не указанные в данной норме, содержатся в Законе «О милиции» и иных нормативных актах.
Применительно к рассматриваемой сфере различаются несколько видов доставления:
а) доставление в специальные учреждения лиц, уклоняющихся от прохождения назначенных им в установленном порядке принудительных мер медицинского и воспитательного характера (п. 9 ст. 11 Закона «О милиции»);
б) доставление в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержание в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, либо могущих причинить вред окружающим или себе (п. 11 ст. 11);
в) доставление лиц, подозреваемых в совершении преступления либо в отношении которых имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении в медицинское учреждение, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушении (п. 19 ст. 11).
Отметим, что юридическая природа доставления до конца не выяснена. Учеными высказываются различные мнения относительно места анализируемой меры в системе административного принуждения. Так, одни авторы относят доставление к мерам административного пресечения. Другие рассматривают доставление как меру административно-процессуального принуждения.
Представляется, что указанная мера применяется главным образом в отношении лиц, совершивших правонарушения (или объективно противоправные действия), а также подозреваемых в их совершении. Например, сотрудниками милиции могут быть доставлены на медицинское освидетельствование лицо, подозреваемое в употреблении наркотических средств без назначения врача, или водитель автотранспортного средства при наличии оснований для подозрения его в управлении этим средством в состоянии опьянения. В результате освидетельствования может быть установлена несостоятельность возникших подозрений. Внешние признаки состояния и поведения указанных лиц, послужившие поводом к подозрению, могут быть вызваны не употреблением наркотических средств, одурманивающих веществ и т. п., а иными обстоятельствами — переутомлением, болезнью и т. п.
В этой связи наиболее верным представляется позиция В. Р. Кисина, отнесшего доставление к мерам административно-процессуального пресечения, поскольку они заключаются в принудительном ограничении свободы передвижения лица, совершившего правонарушение, в целях пресечения нарушения и обеспечения выполнения им своих процессуальных обязанностей. Иными словами, доставление —* это начальная стадия задержания, если исходить из понимания задержания в широком смысле слова.
К мерам пресечения в рассматриваемой сфере относятся принудительные меры медицинского характера. В юридической литературе нет единства мнений по вопросу юридической природы принудительных мер медицинского характера. Так, одни авторы рассматривали принудительные меры медицинского характера как административное взыскание1. По нашему мнению, данный подход противоречит закону, поскольку КоАП РФ рассматриваемые меры в числе наказаний не упоминает. Кроме того, уклонение лица, имеющего диагноз — наркомания, алкоголизм, от курса обязательного лечения не является административным правонарушением, так как в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ последний обладает признаком административной наказуемости.
Другие авторы признают, что принудительные меры медицинского характера выполняют функцию мер пресечения2. Полностью разделяя данное мнение, необходимо добавить, что принудительные меры медицинского характера призваны пресекать не социально опасное состояние человека, а его противоправные действия. Государственные органы вынуждены прибегать к анализируемым мерам потому, что гражданин не выполняет возложенных на него соответствующими правовыми актами обязанностей и законных требований компетентных органов.
Принудительные меры медицинского характера как меры административного принуждения состоят в действиях уполномоченных органов (их должностных лиц) по подготовке материалов, назначению, осуществлению комплекса мероприятий, проводимых в целях оказания принудительного лечебного, реабилитационного воздействия на лиц, больных наркоманией, пресечения их противоправных действий, устранения социально опасного состояния.
В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или их законных представителей допускается лишь в отношении лиц:
а) страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (социально значимые заболевания);
б) страдающих тяжелыми психическими расстройствами;
в) совершивших общественно опасные деяния, на основаниях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации (ст. 34).
При этом Основы законодательства не определяют перечень видов принудительных мер медицинского характера, не раскрывают содержания понятия «уклонения от лечения», оставляя нерешенными иные важные вопросы применения принудительных мер медицинского характера. В частности, перечень социально значимых заболеваний определяется Правительством Российской Федерации (ст. 41 Основ). Однако до настоящего времени такого перечня нет.
В зависимости от способа и места лечения можно выделить следующие принудительные меры медицинского характера:
а) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение;
б) принудительное лечение в стационаре общего типа;
в) принудительное лечение в стационаре специализированного типа;
г) принудительная госпитализация и медицинское освидетельствование.
Таким образом, несмотря на то, что Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» предусмотрена возможность применения принудительных мер медицинского характера, приходится констатировать, что законодательством не предусмотрены механизмы реализации его положений, что следует считать существенным пробелом в законодательстве.
Меры пресечения имущественного характера применяются в целях пресечения правонарушений, связанных с незаконным владением, ненадлежащим использованием и хранением имущества, предметов, вещей.
К мерам пресечения в рассматриваемой нами сфере относится изъятие наркотических средств, находящихся в незаконном обороте. Закон «О милиции» предусматривает право милиции изымать у граждан и должностных лиц, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота (к таковым, в частности, относятся наркотические средства и наркотико содержащие растения), находящиеся у граждан без специального разрешения.
Изъятие есть принудительное отчуждение (прекращение незаконного владения, пользования и распоряжения) наркотических средств уполномоченными на то должностными лицами с целью пресечения незаконного распространения и потребления наркотических средств, своевременного, правильного, объективного разрешения дела о правонарушении.
Несмотря на относительную самостоятельность изъятия как административно-правовой меры, в реальной действительности оно осуществляется в тесной связи с административным задержанием, досмотром и другими мерами принуждения, направленными на обнаружение, получение доказательств и создание иных условий для производства по делу об административном правонарушении. Однако досмотр и задержание не всегда предшествуют изъятию, поскольку производство административного задержания или досмотра не всегда влечет изъятие. Интересующие сотрудников полиции предметы и вещи могут быть изъяты и без производства досмотра.
В юридической литературе выделяются такие цели изъятия вещей и документов, как: прекращение неправомерного использования; выяснение личности нарушителя и уточнение обстоятельств нарушения; создание необходимых условий для возможного привлечения виновных лиц к ответственности; обеспечение возможного возмещения ущерба; сохранение имущества до принятия решения по делу; получение, обеспечение сохранности доказательственного материала; обеспечение исполнения решений по делам об административных правонарушениях.
Представляется, что не все названные цели характерны для изъятия наркотических средств. По нашему мнению, можно, в общем, говорить о наличии двух целей изъятия. Первая состоит в прекращении неправомерного обращения наркотических средств. В результате осуществления изъятия правонарушитель лишается фактической возможности незаконно владеть, распоряжаться (продать, подарить, передать на хранение другому лицу и т. п.) наркотическими средствами и иными предметами, связанными с ними.
Вторая цель изъятия заключается в обеспечении административного (уголовно-процессуального) производства доказательствами, необходимыми для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела. Такими доказательствами являются наркотические средства, наркотикосо держащие растения, их семена, рассада, сырье, пожневые отходы переработки продукции этих растений и др. Перечисленные средства, предметы и документы имеют важное значение в процессе доказывания неправомерных действий нарушителя. Возможность использования указанных доказательств находится в прямой зависимости от своевременности их получения, обеспечения сохранности и других неотложных действий уполномоченного органа (должностного лица).
Кроме того, изъятие наркотических средств нельзя связывать только с совершением административного правонарушения. Как свидетельствует правоприменительная деятельность органов внутренних дел, изъятие применяется и в связи с истечением сроков действия лицензий на вид деятельности, связанной с оборотом наркотических средств; для получения образцов для сравнительного исследования; при проверке соответствующих процессов производства и изготовления наркотических средств (ст. 53 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»).
Таким образом, основанием изъятия наркотических средств при указанных обстоятельствах, на наш взгляд, является не административное правонарушение, а несоблюдение правил обращения с наркотическими средствами, наличие достаточных данных полагать о возможных или явных нарушениях этих правил. При этом изъятие наркотических средств производится независимо от того, как в дальнейшем будут квалифицированы действия или бездействие тех или иных лиц.
Необходимо отметить, что владение наркотическими средствами — специальное право, для реализации которого гражданин обязан соблюсти ряд медико-юридических формальностей. С этой точки зрения, изъятие наркотических средств и наркотико содержащих растений являет собой пресечение состояния противоправности.
С позиции прекращения такового к мерам административного пресечения следует отнести аннулирование лицензий на приобретение или разрешения на хранение и изъятие служебного или гражданского оружия. Федеральным законом «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. предусмотрено, что лицам, состоящим на учете в органах здравоохранения с диагнозом «наркомания», лицензия на приобретение или разрешение на хранение служебного или гражданского оружия не выдается. В том случае, если возникают обстоятельства, исключающие возможность получения лицензий или разрешений, последние аннулируются, и оружие подлежит изъятию.
Пресекательный характер рассматриваемой меры заключается в том, что право владения служебным или гражданским оружием и патронами к нему — специальное право, предоставляемое гражданину в установленном порядке. Выдача соответствующих лицензий или разрешений является одной из основных функций органов внутренних дел по осуществлению лицензионно-разрешительной системы. В действиях лица, у которого изымается оружие, отсутствует вина в юридическом смысле, поэтому оружие не конфисковывается, а возмездно изымается.
В Федеральном законе «Об оружии» не отражено, что органы внутренних дел и органы здравоохранения ведут учеты не только лиц с диагнозом «наркомания», но и лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств. В этой связи, по нашему мнению, в целях обеспечения общественной безопасности необходимо дополнить указанный закон соответствующими нормами, исключающими возможность получения лицензий на приобретение или разрешения на хранение служебного или гражданского оружия лицами, допускающими немедицинское потребление наркотических средств.
К мерам пресечения имущественного характера следует отнести задержание транспортного средства (ст. 27. 13 КоАП РФ). Под задержанием понимается запрещение эксплуатации транспортного средства с помещением его на специально отведенное охраняемое место.
Названное действие должностных лиц органов внутренних дел лишает водителей, находящихся в состоянии опьянения, возможности реально причинить вред охраняемым законом отношениям. Задержание транспортного средства оформляется отдельным протоколом или записью в протоколе об административном правонарушении. Должностное лицо, задержавшее транспортное средство, несет ответственность за вред, причиненный его владельцу, только в случае неправомерного задержания.
Задержание транспортного средства может сопровождаться применением и других мер принуждения. Так, при задержании транспортного средства сотрудник полиции отстраняет водителя от управления после устного требования прекратить движение, применяя в случае неподчинения изъятие ключа из замка зажигания, принудительный вывод водителя из кабины (салона) транспортного средства и т. д. Другими словами, сотрудник полиции лишает водителя возможности использовать транспортное средство в преступных целях.
Заключение
Таким образом, нами в общих чертах рассмотрено содержание государственной политики по контролю за оборотом наркотических средств, особенности административной ответственности за правонарушения в сфере оборота наркотических средств, а также административно-правовые меры предупреждения и пресечения правонарушений в сфере оборота наркотических средств.
[1] Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 г. о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах, а также Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., где приведены перечни указанных средств и веществ, находящихся под контролем // Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. – Организация Объединенных Наций: Нью-Йорк, 1992; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1963 г. «О ратификации Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г.» //Ведомости Верховного Совета СССР. 1963. № 52. Ст.546.
[2]См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 32. Ст. 1265.
[3]См.: СЗ РФ. 1998. № 2. Ст.219.