Вопрос 3. Административно-правовые меры предупреждения и пресечения правонарушений в сфере оборота наркотических средств.
Меры административного предупреждения отличает четкая профилактическая направленность. Они преследуют цель недопущения правонарушений и преступлений, а также предотвращения возможности наступления каких-либо вредных, опасных для общества последствий. В этой связи указанные меры могут затрагивать различные права и интересы лиц, вовлеченных в сферу их применения.
Упреждающий характер мер административного предупреждения позволяет им быть важнейшим средством превенции как административных правонарушений, так и преступлений. В частности, практика борьбы с правонарушениями свидетельствует, что задача мер административного предупреждения состоит и в том, чтобы не допустить нарушения уголовно-правовых норм в сфере оборота наркотических средств.
Меры административного предупреждения, будучи относительно самостоятельным институтом, представляют собой сложное образование, слагающееся из совокупности различных принудительных мер разнопланового характера, что и обусловливает необходимость их научно обоснованной классификации.
Наиболее полезной представляется классификация мер административного предупреждения правонарушений в сфере оборота наркотических средств, в зависимости от круга лиц, в отношении которых они реализуются.
В этой связи рассматриваемые меры могут быть разделены на две основные группы:
1) административно-правовые меры предупреждения, применяемые к физическим лицам;
2) административно-правовые меры предупреждения, применяемые к юридическим лицам.
Указанная классификация, на наш взгляд, дает возможность более системно провести анализ отдельно взятых мер предупреждения, применяемых милицией, способствует более тщательному выявлению присущих ей специфических особенностей и изучению практики ее осуществления.
Административно-правовые меры предупреждения, применяемые к физическим лицам. Закон Российской Федерации «О милиции» для выполнения возложенных на милицию обязанностей наделяет ее правом проверять у граждан документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении (п. 2 ст. 11).
Для производства проверки документов не требуется составления специального документа или получения санкции. Право проверять документы - это прерогатива всех сотрудников милиции безотносительно к занимаемой должности. Применение данной меры становится актуальной и необходимой в местах, где непосредственно произрастают наркотико содержащие растения, особенно в период «сбора урожая». При этом сотрудники милиции проверяют документы, как правило, в местах большого скопления людей (рынки, площади, вокзалы), вне зависимости от того, каким в дальнейшем окажется правовой статус проверяемых лиц. Подобный подход, обусловленный неопределенностью ситуаций, в которых вынуждены действовать сотрудники милиции, как раз и требует наделения их правом проверять при необходимости документы у всех лиц, с кем они имеют дело.
Следует отметить, что речь также должна идти не только о документах, удостоверяющих личность, но и о документах, необходимых для проверки соблюдения правил, действующих в поднадзорной милиции сфере, и других документах, имеющих отношение к профессиональным задачам милиции.
В данном вопросе поддерживаем точку зрения Ю. П. Соловья о предоставлении милиции права «проверять у отдельных лиц документы, удостоверяющие их личность или должностной статус, а также иные документы, имеющие отношение к задачам милиции». При таком подходе гражданин или должностное лицо, чьи документы проверяет сотрудник милиции, не будет заведомо ставиться в неловкое и унизительное положение «заподозренного», а профилактический аспект подобной административно-правовой меры только усилится.
Одной из мер административного предупреждения, довольно широко применяемой милицией в правоприменительной практике и непосредственно связанной с вторжением в права и свободы граждан, является досмотр. Данная мера административного воздействия при злоупотреблении сотрудниками милиции остро затрагивает честь и достоинство гражданина, нарушает его конституционное право на неприкосновенность личности, вызывает негативную психологическую реакцию.
Сотрудникам милиции предоставлено право производить личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7 КоАП РФ, п. 2, 5 ст. 11 Закона РФ «О милиции»); при необходимости осуществлять личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств без составления протокола и без понятых (п. «г» ст. 12 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ, п. 12 ч. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона «О военном положении» от 30 января 2002 г. № 1 -ФКЗ).
В соответствии со ст. 48 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» именно в целях предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в местах произрастания и культивирования наркотикосодержащих растений, а также в местах возможного осуществления незаконных перевозок наркотиков решениями органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут быть определены конкретные территории и в их пределах введен контроль за хранением, пересылкой или перевозкой наркотиков. Подобные решения приняты во многих регионах России.
Административно-правовые меры контроля за незаконной перевозкой наркотических средств выражаются в действиях принудительного характера, осуществляемых уполномоченными органами, в целях предотвращения и пресечения незаконного перемещения наркотических средств и дальнейшего их незаконного распространения и потребления.
Для производства рассматриваемого вида досмотра не нужны даже подозрения в совершении правонарушения - контроль может иметь не только выборочный, но и сплошной характер. Следовательно, само нахождение в определенной местности может послужить основанием для применения анализируемой разновидности досмотра, и не обнаружение запрещенных к хранению наркотических средств и наркотико содержащих растений не делает применение такой меры незаконной.
Таким образом, досмотр в условиях действующего контроля состоит в принудительном изучении, исследовании одежды, вещей (предметов) граждан, транспортных средств, документов на перевозимые грузы с целью предупреждения и недопущения незаконной перевозки наркотических средств, неправомерного их распространения и потребления.
К мерам административного предупреждения, применяемых милицией, можно отнести и осмотр помещений (в том числе и жилых), земельных участков. Определенную остроту в настоящее время приобрела проблема незаконных посевов наркотико содержащих растений гражданами, которые используют для этих целей принадлежащие им земельные участки.
Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» предоставил право должностным лицам Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, органам внутренних дел при наличии достаточных данных, свидетельствующих о нарушении порядка деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и их прекурсоров, «производить осмотр земельных участков, на которых возможно культивирование растений, включенных в Перечень, мест разработки, производства, изготовления, переработки, хранения, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования и уничтожения наркотических средств и их прекурсоров» (ст. 53). Таким образом, законодатель закрепил право производить осмотр тех земельных участков, где осуществляется законный оборот наркотикосодержащих растений.
Закон «О милиции» закрепил ее право беспрепятственно входить в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление (п. 18 ч. 1 ст. 11). Однако специфика правонарушений в сфере оборота наркотических средств такова, что далеко не все обстоятельства, требующие производства осмотра земельных участков граждан, являются достаточными данными, указывающими на признаки именно преступления, при наличии которого, как предусматривает уголовно-процессуальное законодательство, возбуждается уголовное дело. В ряде случаев с одинаковой уверенностью можно полагать, что речь идет либо о преступлении, либо об административном правонарушении. Выяснение этого вопроса требует самостоятельного исследования специалистов.
Кроме того, даже тогда, когда имеют место бесспорные признаки преступления, подчас нет возможности предварить применение рассматриваемой меры вынесением постановления о возбуждении уголовного дела.
В настоящее время не определена правовая природа осмотра, его порядок, процедура. Не ясно, является ли эта мера принудительной, можно ли преодолевать препятствия, каким должно быть юридическое оформление осмотра.
С учетом всего сказанного рассматриваемое административно-правовое средство можно было бы закрепить в Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» путем следующей формулировки: «Входить беспрепятственно в любое время суток с повреждением, при необходимости, запирающих устройств и других предметов в жилые и иные принадлежащие отдельным лицам помещения, их земельные участки, в помещения и на территорию организаций, проникать в находящиеся там контейнеры и емкости, осматривать их в случаях, не терпящих отлагательства, при наличии достаточных данных, свидетельствующих, что там совершается или совершено административное правонарушение или преступление в сфере оборота наркотических средств.
Обо всех случаях проникновения в жилище без согласия проживающих там лиц уведомляется прокурор незамедлительно, но не позднее 24 часов».
К числу мер административного предупреждения, на наш взгляд, можно отнести предусмотренное ст. 50 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» осуществление наблюдения за ходом социальной реабилитации освободившихся из мест лишения свободы лиц, совершивших тяжкие или особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Такое наблюдение устанавливается по решению суда и может предусматривать следующие ограничения: запрет посещения определенных мест, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, ограничение выезда в другие местности без разрешения органов внутренних дел. Однако упомянутым федеральным законом не определены порядок установления наблюдения за ходом социальной реабилитации, сроки наблюдения и порядок их продления, основания и порядок изменения ограничений наблюдаемому; основания прекращения наблюдения и т. д. Кроме того, в законе не определен государственный орган, уполномоченный осуществлять такое наблюдение.
Исходя из того, что закон допускает выезд в другую местность лицу, находящемуся под наблюдением, лишь с разрешения органов внутренних дел, можно сделать вывод о том, что именно они ответственны за осуществление наблюдения.
Следующей мерой административного предупреждения можно считать письменное предупреждение лиц, больных наркоманией, об обязанности пройти лечение и обязательном медицинском наблюдении (ст. 40, 54—57 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»). По существу, применение этой меры направлено на учет лиц, больных наркоманией, и недопущение их уклонения от лечения.
Правовое значение данной меры состоит в том, что без нее невозможно применение принудительных мер медицинского характера в соответствии с ч. 3 ст. 54 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах». Однако анализируемая мера не поддержана принудительными мерами, и ее эффективность весьма сомнительна.
Письменное предупреждение должно являться составной частью конкретных мер принуждения, которые могут быть применены в последующем к лицам, проигнорировавшим такое предупреждение.
Меры административного предупреждения, применяемые к юридическим лицам.Закон Российской Федерации «О милиции» наделяет должностных лиц органов внутренних дел (милиции) правом вносить в государственные органы, организации и общественные объединения обязательные для рассмотрения представления. и предложения об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений и преступлений.
Представления направляются тем организациям и должностным лицам, от которых зависит устранение нарушений законодательства и принятие мер по их предупреждению. Следует отметить, что ни законодательные, ни ведомственные нормативные акты не предусматривают реквизиты предписания об устранении выявленных нарушений. В практике деятельности органов внутренних дел встречаются различные его формы. В ряде случаев указанные предписания оформляются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Однако в УПК РФ, во-первых, говорится о представлениях, а не о предписаниях; во-вторых, подобные представления выносятся по оконченным уголовным делам в целях принятия мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления. В Законе РФ «О милиции» речь идет о предписаниях, вносимых не в связи с уголовным делом, а в порядке административно-правовой деятельности.
В некоторых случаях предписания оформляются в форме «информации», актов проверки объектов или помещений и т. д. Отсутствие единой формы предписания об устранении выявленных нарушений негативно сказывается на практической деятельности органов внутренних дел. Представляется, что единая форма предписания может быть закреплена в ведомственном порядке.
Законодательство о лицензионно-разрешительной деятельности предусматривает и другие административно-предупредительные меры.
Подобного рода предупредительными мерами являются:
а) отказ в выдаче лицензии;
б) отказ в допуске к работе с наркотическими средствами также ориентирован на предупреждение возможных нарушений со стороны лиц, имеющих ненадлежащие деловые или личные качества, либо тех, кто по состоянию здоровья не может обеспечить безопасные условия оборота наркотических средств.
Таким образом, административно-правовые меры предупреждения правонарушений в сфере оборота наркотических средств выражаются в действиях принудительного характера, осуществляемых уполномоченными государственными органами, их должностными лицами в целях защиты от противоправных посягательств общественных отношений в области охраны здоровья населения и общественной нравственности, обеспечения государственного контроля за оборотом наркотических средств, предотвращения их незаконного распространения и потребления.