Вопрос 1. Государственная политика по контролю за оборотом наркотических средств.
Введение
Одной из главных задач государства является охрана общественных отношений, складывающихся в области охраны здоровья, благополучия населения и общественной нравственности.
Государственная политика по контролю за оборотом наркотических средств.
Необходимость государственного регулирования отношений, возникающих в сфере оборота наркотических средств, в том числе установления ответственности за незаконные действия в этой сфере, вытекает из международно-правовых обязательств Российской Федерации[1].
Для обеспечения общегосударственного подхода к регулированию оборота наркотических средств постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 июля 1993 г. утверждена Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации[2]. В концепции ставилась задача детально урегулировать порядок оборота наркотических средств, используемых в медицинских и научных целях, пересмотреть нормы об ответственности за связанные с ними правонарушения, внедрить систему мероприятий по раннему выявлению незаконных потребителей наркотиков, а также разработке правовых основ сотрудничества с зарубежными и международными организациями, занимающимися борьбой с наркобизнесом.
В целях реализации задач, определенных вышеуказанной Концепцией в России велась работа по разработке нормативно-правовой базы, результатом которой явился Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»[3], который закрепил организационные основы деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту; организационно-правовые основы противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и наркологической помощи больным наркоманией.
В Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» впервые дается определение правовых понятий, связанных с оборотом наркотических средств. Уточнение терминологии важно не только для развития юридической науки, но и в связи с необходимостью правильной квалификации правонарушений в сфере оборота наркотических средств, проведения экспертиз, разработки тактики расследования, решения вопросов предупреждения преступлений.
В Законе (ст. 1) «наркотические средства» определяются как вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г.
Официальный список и точные названия наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров определены в Постановлении Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» от 30 июня 1998 г. № 681.
В зависимости от применяемых государством мер контроля действуют следующие списки:
- список № 1, включающий наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;
- список № 2, включающий наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;
- список № 3, включающий психотропные вещества, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;
- список № 4, включающий список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Правовое регулирование оборота наркотических средств и противодействия их незаконному обороту имеет комплексный характер и интегрирует нормы различных отраслей права. Это обусловлено многообразием общественных отношений, возникающих в данной сфере, для упорядочения которых требуется использование разнообразных методов, свойственных различным отраслям права.
Например, порядок приема гражданина на работу, связанную с оборотом наркотических средств, регулируется сразу несколькими отраслями права. Во-первых, это реализация гражданином конституционного права на труд (ст. 37 Конституции Российской Федерации). Во-вторых, прием на работу регулируется трудовым законодательством. В-третьих, оформление допуска к работе с наркотическими средствами, а также контроль за деятельностью, связанной с наркотическими средствами, регламентируются административно-правовыми нормами. В-четвертых, в случае совершения правонарушений в сфере оборота наркотических средств гражданин привлекается к административной или уголовной ответственности.
Деятельность органов исполнительной власти, осуществляемая в соответствии с административным законодательством, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах», - и иных субъектов по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере оборота наркотических средств путем проведения надзорно-охранных мероприятий в отношении каких-либо лиц или объектов, применения мер убеждения, психического или физического принуждения может рассматриваться как административно-правовой контроль за оборотом наркотических средств.
Органы исполнительной власти осуществляют административно-правовой контроль:
1) за оборотом наркотических средств;
2) допуском лиц к работе с наркотическими средствами.
Контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» основа контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - закрепление государственной монополии на все виды оборота наркотиков и установление механизма государственного лицензирования всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств. Целью контроля, осуществляемого уполномоченными государственными органами, является обеспечение личной безопасности граждан, их жизни, здоровья и общественной безопасности.
Законом определено, что деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, может осуществлять юридическое лицо, в состав руководителей которого входит специалист, имеющий соответствующую профессиональную подготовку.
Порядок лицензирования деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, определен Правительством Российской Федерации. В частности, постановлениями Правительства Российской Федерации «О лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» от 21 июня 2002 г. № 454; «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по культивированию растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ» от 14 июня 2002 г. № 423.
Таким образом, лицензирование оборота наркотических средств фактически является предварительным контролем, служащим средством охраны прав и свобод граждан. По существу, органы, выдающие лицензию, должны рассматриваться своего рода гарантами того, что лицензируемая деятельность не нанесет ущерба личной и общественной безопасности.
Контроль за допуском лиц к работе с наркотическими средствами.Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» определил, что оборот наркотических средств является ограниченным. Следовательно, и круг субъектов, имеющих доступ к наркотическим средствам, тоже должен быть ограничен.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» порядок допуска лиц к работе с наркотическими средствами устанавливается Правительством Российской Федерации. Правила допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. № 892.
Согласно п. 6, 7 указанных Правил руководитель организации или лицо, его замещающее, направляет соответствующие запросы в органы внутренних дел по месту нахождения этой организации с приложением анкеты лица, оформляемого на работу с наркотическими средствами, и в учреждение здравоохранения по месту жительства этого лица.
На основании полученных из органов внутренних дел и учреждений здравоохранения данных управлением (отделом) кадров, а в случае их отсутствия - работником, ведущим кадровую работу в организации, составляется письменное заключение о возможности допуска лица к работе с наркотическими средствами, которое утверждается руководителем организации или лицом, его замещающим.
Однако в соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» заключение о доступе непосредственно к наркотическим средствам выдается органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Во исполнение указанного Федерального закона бывшим Государственным комитетом Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ принят приказ от 18 декабря 2003 г. № 276 «Об организации работы по выдаче заключений органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное вне пределов Российской Федерации, а равно о том, что указанным работникам не предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ».
Одним из оснований для проведения оперативно-разыскных мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» является сбор данных, необходимых для принятия решения о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей (п. 6 ст. 7).
По нашему мнению, проведение проверки должно быть вменено в служебные обязанности сотрудников органов внутренних дел. Именно они обладают не только общей, но и специальной подготовкой, имеют соответствующую квалификацию и опыт. Подобный порядок будет способствовать созданию единого (централизованного) банка данных о лицах, имеющих допуск к работе с наркотическими средствами, а следовательно, обеспечивать более строгий контроль за легальным оборотом наркотиков.
В результате проведения проверочных мероприятий выясняются различные вопросы: имеет ли лицо непогашенную или неснятую судимость за преступление средней тяжести, тяжкое или особо тяжкое преступление либо преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное за пределами Российской Федерации; предъявлялось (предъявлено) ли обвинение в совершении преступлений, в том числе связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ; не подготавливает ли лицо совершение преступления; уточняются отдельные вопросы анкеты и т. д.
Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» определяет порядок оборота не только наркотических средств и психотропных веществ, но и их прекурсоров, аналогов. Следовательно, должна быть предусмотрена процедура допуска к работе с прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, их аналогами. Однако анализируемые Правила устанавливают допуск только к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, что не соответствует требованиям Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Отсутствие надлежащего правового регулирования в указанной сфере негативно отражается на качестве контроля над оборотом наркотических средств и снижает уровень противодействия их незаконному обороту.