Основные этапы маркетингового исследования
Маркетинговое исследование включает следующие основные этапы:
1. Обоснование целесообразности проведения исследования.
Потребность может возникнуть по различным причинам, важно помнить ключевое правило маркетинга: информация — это ресурс, обеспечивающий предприятию конкурентные преимущества. 2. Определение конкретной цели и задач исследования. Цель обусловлена фактически сложившейся рыночной ситуацией и представляет собой общую постановку проблемы. Цели подразделяются на разведочные (сбор предварительной информации), описательные (описание маркетинговой ситуации), каузальные (обоснование гипотез, выявляющих причинно-следственные связи).
3. Составление плана исследования. План позволяет установить рамки и определить основные направления исследования:
• методы сбора вторичной информации (источники, сроки получения);
• методы сбора первичных данных, которые тесно взаимосвязаны с целью исследования (например, фирма производит детские игрушки, и в этом случае целесообразно использовать метод наблюдения);
• методы обработки информации (экономико-статистические, экономико-математические);
• методы анализа и обобщения материалов (моделирование, исследование операций, экспертиза);
• уточнение бюджета, выделяемого на исследования;
• сроки проведения исследования;
• ответственные лица и исполнители.
4. Сбор, систематизация и анализ вторичной информации. Исследование целесообразно начинать с анализа имеющейся информации, вполне возможно, отпадет необходимость в сборе части первичных данных.
5. Уточнение разделов плана исследования, связанных с получением первичной информации. Необходимо уточнить план мероприятий по получению первичной информации и определить:
• лиц, которые будут заниматься сбором (само предприятие или специализированная исследовательская фирма);
• объем необходимой информации;
• характеристику выборки;
• методы получения информации;
• стоимость исследования;
• сроки проведения;
• форму предоставления отчетности и структуру отчета.
6. Получение первичной информации — при этом могут использоваться методы: опрос, наблюдение, эксперимент.
7. Систематизация и анализ полученных данных, формулировка выводов. Выводы должны непосредственно вытекать из результатов разработки, быть аргументированными и достоверными, направленными на решение конкретной проблемы.
8. Подготовка и представление отчета с окончательными результатами исследования. Структура отчета включает следующие элементы:
• цели и задачи исследования;
• заказчик и методы проведения исследования;
• характеристика выборки исследования, время его проведения;
• приемы и методы сбора, анализа и обработки информации;
• вопросник (анкета);
• источники получения информации, их надежность при проведении кабинетных исследований;
• величина возможных погрешностей, влияющих на степень достоверности сведений;
• выводы и рекомендации по предмету исследования;
• сведения об исполнителях и консультантах.
9. Принятие маркетингового решения на основе информации и выводов, полученных в ходе исследования.
10. Оценка результатов осуществления мероприятий, предпринятых на основе проведенного маркетингового исследования. По сути, дается ответ на вопрос, эффективно ли исследование.