Основные направления исследований в маркетинге
Понятие маркетингового исследования
Маркетинговые исследования — систематический сбор, обработка, анализ информации для принятия обоснованных управленческих решений в сфере маркетинга. Исследования — ключевой инструмент маркетинговой деятельности, позволяющий учитывать интересы рынка, потребителей и на основе этого — производить и сбывать конкурентоспособную продукцию, обеспечивая прибыльную деятельность предприятия.
Виды маркетинговых исследований: в зависимости от метода проведения:
• кабинетные, связанные с изучением уже имеющейся (вторичной) информации;
• полевые, связанные со сбором первичной информации; в зависимости от характера и цели исследования:
• поисковые, осуществляемые с целью сбора предварительной информации, которая даст возможность лучше определить проблему и выдвигаемые гипотезы (предположения);
• описательные, позволяющие всесторонне охарактеризовать маркетинговую проблему; даются ответы на вопросы: Кто?, Что?, Где?, Когда?, Как?, но вопрос: Почему? — остается без ответа;
• аналитические, проводимые для проверки гипотез о причинно-следственных связях между явлениями и событиями.
Например, окажет ли существенное влияние на объем продаж снижение цены на 10 %.
Большие перспективы при проведении маркетинговых исследований предоставляет сеть Интернет:
• существует возможность адресного обращения к реальным и потенциальным потребителям товара, в том числе при проведении опросов;
• возможен анализ информации о предпочтениях потребителей: какие сайты посещают различные группы потребителей, на какие страницы они ходят чаще, какие товары покупают и т.д.;
• возможна организация фокус-групп, причем участники могут находиться в разных регионах, странах.
К основным методам и инструментам проведения маркетинговых исследований в сети Интернет относятся: использование поисковых машин, каталогов WWW, тематических серверов Интернет; анкетирование посетителей собственного Web-сервера; исследование конференций; использование данных опросов, проводимых на других серверах.
Маркетинговое исследование связано с анализом макро-и микросреды маркетинга. Наиболее распространены следующие направления маркетинговых исследований:
• анализ влияния факторов макросреды маркетинга на результаты деятельности предприятия;
• оценка и анализ конъюнктуры рынка, расчет емкости рынка;
• оценка собственных возможностей предприятия, его потенциальной конкурентоспособности;
• оценка возможностей и поведения конкурентов предприятия на рынке;
• анализ рынка сбыта предприятия (в товарном, географическом, сегментном разрезе и по иным направлениям), распределение долей рынка между конкурентами и др.