Символическое поле песочной картины.
Ресурсное содержание.
Конфликтное содержание.
Сюжет или сюжеты песочной картины.
Основная идея.
Отражает актуальные жизненные ценности, потребности, зону ближайшего развития автора. Т.е. описывает то, что наиболее значимо сейчас. Узнать ее можно 3 способами:
1.Попросить дать название миру, созданному в песочнице.
2.Ответить на один из вопросов: Что это за мир/страна? Что самое главное жители этой страны могли бы сказать жителям других стран и миров? Чему нас может научить опыт путешествия по этой стране?
3.Предложите клиенту описать песочный мир.
Бывает, что внутри картины 2 ил более сюжетов. Н-р, 2 страны, несколько главных героев. Бывает, что сюжеты посвящены одному герою, но описывают разные возрастные промежутки его пути.
По сюжетной динамике картины можно разделить на:
динамические | статичная | смешанные |
герой или герои куда-то идет, стремиться, чего-то хочет, ищет. На картине мы застаем их на опред. отрезке пути. Мы можем увидеть их прошлое и будущее. Клиент фактически сам рассказывает о целях консультирования (зашифровано). Он знает, к чему он должен прийти. | стоп-кадр некоего сюжета. Время остановилось. Герои ведут оседлый образ жизни. или мы застаем их в момент какого-то действия (работа, игра, еда, купание) – это привычный для них вид Д. Чтобы выявить сюжет, вопрос клиенту: «Расскажите историю этой страны. С чего все начиналось, кто ее создавал. Что ожидает эту страну в будущем? Представьте, что 1й день в этой стране закончился, наступил новый. Что произошло?» Если не происходит значимых изменений, может ч-к нашел для себя «зону стабильности», ему нужно «пожить» в этой стране, чтобы набраться сил для приключений и путешествий. | статистическое благополучие нарушается динамизмом некоего героя. Могут содержать 2 мира: статичный и динамичный. Говорит о внутреннем противоборстве, противоречии и поиске стабильности. Часто с конфликтным содержанием |
Отражает внутр. напряжение человека. Оно бывает явным и скрытым.
а)Уровень агрессии может быть
высоким | средним | низким |
если в песочнице баталии ил имеется персонаж по отношению к к-му проявляется активная агрессия | герои только готовятся к войне или во внешне спокойном мире есть несколько вооруженных фигур | мирное зрелище |
б)направленность агрессии
аутоагрессия | гетероагрессия |
разрушит. действия по отношению к главному герою (автору) | противоборство армий, активная агрессия гл. героя по отношению к др. персонажам |
Опора для консультирования. Проявляется:
2. Наличием позитивной энергетики. Какой-то участок картины «греют душу». Если попросить рассказать об этом поподробнее, можно актуализировать ресурсы Л.
3. В картине или рассказе о ней есть созидательная идея, стремление. Если психолог на этом сделает акцент…
4. Сюжет картины жизнеутверждающий – и на этом можно построить линию консультирования.
5. Ощущение освобождения от напряжения после отыгранного конфликта. теперь, когда добро одержало победу над злом. можно «начинать новую жизнь».
6. Гибкость и изобретательность героя в поисках способов преодоления трудностей. Обычно можно установить из рассказа о картине. Если герой комбинирует прямую агрессию, хитрость, покровительство, избегание, взаимопомощь и др. способы преодоления трудной ситуации, можно говорить о его адаптивных ресурсах и о хорошей адаптации.
7. Наличие фигур – помощников или чудесных предметов.
Песочная картина отражает информацию о внутреннем мире клиента, зашифрованную в образах и символах.
Поверхность песочной картины можно условно разделить на 3 равные части по вертикали и 3 равные части по горизонтали, как в кубике Рубика. Каждая вертикаль и горизонталь имеют определенное символическое значение. Мы приводим его для тех, у кого ведущая рука – правая. У левшей все будет зеркально.