Закономерности работы памяти и их практическое применение.

Процессы памяти.

Характеристика процесса внимания.

ЛЕКЦИЯ 4. ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ

План:

Внимание как психический процесс и его виды

Если вы внимательно читаете этот текст, то игнорируете звуки вокруг или, допустим, ощущения от пальцев ног. И шум, и тактильные ощущения вполне доступны восприятию – но почему, до того как мы их упомянули, их как бы не существовало? Потому что ваше внимание было направлено на процесс чтения и понимания текста.

Внимание – это ограничение поля восприятия.

Вниманиеможносравнить с лучом прожектора, освещающим то одну, то другую область, например футбольного поля в кромешной тьме. За пределами луча поверхность как бы не существует, она скрыта от нас, несмотря на объективное ее наличие. Чувствительность рецепторов определяет количество информации, которую мы способны воспринять; но из этого ассортимента только немногое будет воспринято – то, на чем остановится наше внимание. А на основании чего оно выбирает свой предмет?

И люди, и животные обращают внимание на то, что связано с потребностями организма. Голодный заметит прежде всего пищу и все, что о ней напоминает: запахи, названия блюд, вывеска «Продукты». Тревожный человек во всем и всех ищет угрозу. Механизм, который организует работу психики, настраивая ее на восприятие определенных стимулов, называется доминанта. Ниже о ней написано подробнее.

И люди, и животные обращают внимание на новые, незнакомые объекты (ориентировочный рефлекс). Этот механизм побуждает нас собирать информацию об объекте: полезен он, или напротив опасен? Ориентировочный рефлекс – физиологическая основа процесса внимания.

И люди, и животные обращают внимание на движущийся объект (отсюда популярность флэш-баннеров и телевидения), на контрастные объекты, а также на раздражители высокой интенсивности – вспышки света, громкие звуки, экстремальные температуры и т.д. Красный (цвет плоти и крови) и оранжевый (цвет хищных животных) также привлекает наше внимание.

Все перечисленные раздражители привлекают наше непроизвольноевнимание.Этот вид внимания называется так потому, что не зависит от нашей воли и индивидуальности, сознательных намерений и стоящих перед нами задач. Непроизвольное внимание – возникающее без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели.

Напротив, произвольное внимание делает возможной целенаправленную деятельность – благодаря ему мы обращаем и удерживаем внимание на тех объектах, которые совершенно лишены биологического смысла (вот, например, на этой странице), но важны для достижения сознательно поставленных целей. Итак, произвольное внимание возникает вследствие сознательно поставленной цели и требует определенных волевых усилий.

Многие задачи учебы, работы и повседневной жизни требуют произвольной регуляции внимания. Но на счастье, нам далеко не всегда требуются непрерывные усилия воли для выполнения этих задач. Нашу жизнь облегчает механизм послепроизвольного внимания – мы способны постепенно «втянуться» почти в любую деятельность, «заинтересоваться» ею (кроме случаев, когда она вызывает устойчивые отрицательные эмоции, противоречит основам нашего мировоззрения). Для послепроизвольного внимания характерно, с одной стороны, осознание цели, с другой – отсутствие волевых усилий. Как гласит восточный афоризм, «найди дело себе по душе, и тебе не придется работать ни одного дня».

Итак, мы рассмотрели 3 вида внимания, различающихся по участию воли в работе внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Еще одно определение внимания:это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через анализаторы, и игнорирование другой.

Внимание как психический процесс не существует отдельно, внимание – это направленность нашего сознания и поведения. Оно организует работу психики, и поэтому называется интегративным психическим процессом. Благодаря вниманию, мы не тонем в хаосе окружающей информации, отсеиваем полезное от бесполезного. Внимание определяет эффективность деятельности.

Механизмы внимания

Хотя внимание как психический процесс отдельно не существует, в нашем организме и психике можно выделить механизмы, созданные специально для выполнения задач внимания: это ретикулярная формация, ориентировочный рефлекс и доминанта.

Ретикулярная формация (от лат. reticulum - сеточка, formatio - образование) – это нейронная сеть в основании головного мозга. Ее предназначение – сортировать сигналы, поступающие от организма. Стандартный сигнал, сообщающий о нормальном состоянии какого-либо элемента (например, уровень сахара в крови), не допускается до сознания. Как только значение сигнала меняется, ретикулярная формация допускает его в высшие отделы мозга, и мы воспринимаем его в форме ощущения голода, боли, жажды и т.д. истощение нервной системы приводит к нарушению работы ретикулярной формации. Логика сортировки сигналов нарушается, и человек испытывает, например, болезненные ощущения при объективном физическом здоровье. Это расстройство называется «ипохондрия» – безосновательная склонность мнить себя больным.

Ориентировочный рефлекс– это физиологическая основа внимания. Он описан в главе 7.

Доминанта (от лат. dominantis – «господствующий»). Русский физиолог А.А. Ухтомский обнаружил, что под воздействием многократно поступающих сигналов о наличии какой-либо потребности в мозгу постепенно формируется доминанта – очаг возбуждения. Он накапливает в себе сигналы, одновременно тормозит работу других нервных центров (то есть сигналы другого типа игнорируются) и в конечном счете становится побудителем поведения. Доминанта может носить ситуативный характер (человек поглощен Warcraft, но голод или усталость наконец вынуждают его оторваться от игры), а может стать личностной (профессиональная увлеченность или наркотическая зависимость). Доминанта может быть нормальной, то есть иметь внешний или внутренний конец. Внешний конец доминанты – это ситуация или предмет, который удовлетворяет потребность, и доминанта гаснет. Психически здоровый человек, удовлетворив голод, перестает думать о еде. Внутренний конец доминанты – это отмирание тех потребностей и мотивов, которые ее создали. Так, ребенку однажды становятся неинтересны любимые игры. Но в определенных ситуациях может развиться патологическая доминанта – ненасытимая потребность, разрушающая жизнь человека. Это разнообразные зависимости (наркотическая, алкогольная, игровая), а также невротические потребности, которые выделила Карен Хорни. Формирование невротических потребностей обусловлено извращениями в воспитании.

Доминанта всегда заставляет человека искать предмет, который отвечает потребности: внимание настраивается на определенную категорию предметов, игнорируя остальные. «Каждый раз, когда мир меняется вокруг нас, – пишет А.А. Ухтомский, – это доминанта расставляет акценты». Отсюда нетрудно заключить, что восприятие жизни во многом зависит от сформированных нами личностных доминант. Тот, кто привык во всем видеть угрозу и несправедливость и тот, для кого жизнь – это череда удивительных открытий и интересных встреч, существуют в разных мирах, даже если живут в одной квартире.

Свойства внимания

Так как по своей сути внимание – это ограничение поля восприятия, его основополагающее свойство – это объем.

Объемвнимания – это количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. Вы можете вычислить свой объем внимания, повторив однократно услышанный ряд не связанных между собой слов, или перечислив стоящие на столе вещи, которые вы рассматривали в течение 0,5 сек.

Исследователь Миллер вычислил, что норма для человеческого внимания – 7+2 объекта[1]. Отметим, что объект в данном случае – это не обязательно одна вещь (слово), это смысловой блок. Так, для шахматиста объект – это позиция (момент разыгрываемой партии), а для новичка – одна фигура. Для химика С9H13NO3 — это одна формула, а для меня – 4 буквы и 3 цифр, то есть 7 объектов. Итак, объем внимания увеличивается, если мы видим смысловую связь между объектами (то есть можем сгруппировать их по определенному признаку или объединить общим смыслом).

Устойчивостьвнимания – это длительность сосредоточения внимания на объекте. Устойчивость внимания зависит от таких факторов, как возраст и темперамент человека, его физическое и психическое состояние, заинтересованность в предмете и окружающие условия. Для обычного взрослого здорового человека с нетренированным вниманием норма устойчивости – 15-20 минут. После чего внимание начинает «соскальзывать», отвлекаться. Это можно проверить, наблюдая за собой на лекции или за чтением учебника. Устойчивость внимания можно развить посредством медитаций, упражнений или просто сосредоточенного выполнения любого дела.

Концентрациявнимания – степень, с которой внимание сосредоточено на одном объекте. Степень концентрации внимания определяется степенью отвлечения от других объектов. Люди науки и искусства кажутся окружающим рассеянными потому, что их напряженная умственная деятельность скрыта от глаз людей. Истинная рассеянность – это неспособность сосредоточиться ни на одном объекте, отсутствие произвольного управления вниманием. Если устойчивость – это способность воспринимать объект вообще, осознавать его наличие, то концентрация – это способность углубиться в объект, обнаружить скрытые в нем качества и связи. Внимательно слушать кого-либо – значит слушать сосредоточенно, воспринимая не только слова и фразы, но и то, что за ними скрыто – настроение, убеждения, желания.

Переключаемость внимания определяется скоростью перевода внимания с одного объекта на другой. Сознательное переключение внимания говорит о скорости реакции человека, подвижности его нервной системы (см. главу «Темперамент и характер личности»). Непроизвольное переключение внимания – признак усталости, незаинтересованности, слабости нервной системы. Ребенка так легко отвлечь именно по причине слабости его нервной системы. Непроизвольное переключение предохраняет нервную систему от переутомления (не зря говорят «заснул сном младенца» о человеке, который отрешился от своих забот и тревог). Но если произвольное управление вниманием не развито, любая целенаправленная деятельность становится практически невозможной.

Распределениевнимания – это возможность удержать в сфере внимания «одновременно» несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности. Строго говоря, внимание в один момент времени может быть направлено только на один объект (так называемый «эффект вечеринки»), то есть только с одним объектом мы можем активно взаимодействовать. Распределение внимания – это расширение зоны предвнимания и готовность к постоянному переключению с одной задачи (например, ответить на реплику собеседника) на другую (например, пройти сложный момент компьютерной игры). Если человек утомлен или сложность задач возрастает, способность к распределению внимания падает. Этим объясняется запрет на разговоры по мобильному телефону за рулем: как только возникла нештатная ситуация на дороге или в разговоре возник сложный вопрос (а еще хуже – эмоциональная напряженность), ресурсов внимания может не хватить для контроля над ситуацией. Предсказать же развитие событий на дороге невозможно.

Распределение внимания в среднем лучше развито у женщин, тогда как устойчивость и концентрация – у мужчин. Некоторые ученые объясняют это исторически сложившимися задачами каждого пола. Женщина занималась собирательством и домашним хозяйством (что требует контроля внимания над большой площадью), а мужчина – охотой (что требует неустанного преследования или многочасового ожидания).

Внимание тесно связано с сознанием и волей. Человек осознает то, на что направлено его внимание. С другой стороны, волевой контроль своей психической деятельностью – например, решение заниматься этой задачей, не отвлекаясь ни на что другое, или, напротив, решение игнорировать неприятные мысли и сомнения – это и есть управление своим вниманием. Способность к произвольному управлению вниманием характеризует уровень развития высших психических функций личности.

 

Процессы памяти

«Все жалуются на свою память, а вот на свой ум почему-то никто не жалуется», – ехидно заметил французский философ Ларошфуко. Если учесть, что психика человека прошла миллион лет эволюции, странно, как получился подобный «брак» – мы забываем действительно важную информацию и, напротив, вспоминаем то, что не хотелось бы вспоминать. В действительности, человеческая память – это могущественный и очень разумно устроенный инструмент. И для нее, как для каждого подобного инструмента, следует иметь руководство пользователя.

Итак, что такое память? Приведем несколько определений:

Памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.[2]

Память – это совокупность информации, приобретен­ной мозгом и управляющей поведением.[3]

Обобщая, можно сказать, что память – это система информации, полученной в результате взаимодействия с внешним миром, которая лежит в основе управления поведением и деятельностью, а также способы фиксации такой информации. Мы говорим сейчас только о прижизненной памяти как функции психики человека, потому что существуют и другие виды памяти:

Генетическая память – передача генетическим путем необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств.

Механическая память – способность к научению путем формирования условных рефлексов или путем наблюдения за поведением других животных.

Хранилища информации (носители памяти) – от иероглифов, вырезанных в камне, до «флэшки».

Прежде всего, память – это не единичный процесс, а система из 5 процессов, каждый из которых выполняет свою функцию. Рассмотрим эти процессы подробнее.

I. Запоминание – фиксация информации. Запоминание начинается с запечатления информации посредством сенсорной памяти (см. далее «Виды памяти»). Запечатление носит непроизвольный характер. Большую часть того, что хранится в нашей памяти, мы не стремились запомнить. Почему нам запоминается одно и никак не удерживается в памяти другое? Есть ли здесь какие-то закономерности, которые можно использовать в процессе обучения? Ведь в современном мире обучаемость – это основа успешности.

Ученые выявили три метода запоминания, которые использует наш мозг.

1. Механическое запоминание – так называемая «зубрёжка». Мы способны запомнить материал дословно, не понимая его смысла, и это имеет свои преимущества. Однако осмысленное запоминание эффективнее в 22 раза.

2. Осмысленноезапоминание – запоминание смысла, связей между элементами информации и связывание ее с уже имеющейся в памяти. Осмысленное запоминание происходит при активном участии мышления. Мозг подвергает информацию отбору, классификации, обобщению, конкретизации систематизации (См. главу 10, раздел «Операции мышления»).

3. Структурирование информации. Довольно часто в жизни студента бывают ситуации, когда материала слишком много, чтобы запомнить его механически, и к тому же он слишком сложен, чтобы его осмыслить. Здесь на помощь приходит метод структурирования информации. Структурировать – значит расчленить материал и связать его элементы. Например: информация на этой странице структурирована с помощью строк, знаков препинания, отступов, видов шрифта, пробелов, подчеркивания. еЁзначительносложнеебЫлобывосприниматьвтаКОмвиде. Какие еще способы структурирования существуют? Разделение на фрагменты; изображение в виде схемы или картинки; ритмизация; симметричное расположение; рифма. Метод структурирования информации хорош тем, что он позволяет запоминать любой материал независимо от его сложности, и гораздо приятнее в процессе, чем механическое запоминание. Методика, которой пользуется автор при написании этой и других глав, изложена ниже в разделе «Карты памяти».

Ученых интересовало, как влияют эмоции на запоминание? Приятное или неприятное имеет шансы сохраниться в нашей памяти? Эксперименты показали, что важен не знак эмоции (плюс или минус). Даже сила пережитой эмоции второстепенна. Важнее всего то, насколько событие связано с актуальными для человека событиями, людьми или принципами. Даже очень неприятное событие забудется, «если уже мертво то, что когда-то ранило», – поэтично заметил С.Л. Рубинштейн.[4]

II. Сохранение. Представьте себе маленький коридор, в который можно войти через узкую дверь. В другом его конце тоже узкая дверь, ведущая в помещение чуть побольше. Череда таких помещений, соединенных проходами, которые тоже постепенно становятся шире, приводят в конце концов в неограниченное пространство. Так устроена наша память:

 

Рис. 1. Примерно так устроена человеческая память.

 

Память предназначена для фиксации информации из окружающей среды, но как выбрать то, что стоит запомнить? Чтобы разрешить проблему отсева информации, возникли разные виды памяти:

Сенсорная память – это непосредственное отражение информации анализаторами, след от раздражения рецепторов. В результате мы получаем точную и полную картину воспринятого, но без возможности обработки информации. В это легко убедиться: если в течение 0,5 сек. Смотреть на, предположим, ярко освещенный фасад дома, то, закрыв глаза, вы увидите «отпечаток» фасада, но пересчитать окна и этажи не сможете – картинка быстро потускнеет и расплывется. Следы мгновенной памяти сохраняются 0,1-0,5 сек, после чего информация либо стирается, либо (если она значима) переводится в кратковременную память.

Кратковременная память – способ хранения информации в течение примерно 20 сек. (без повторения). Кратковременная память имеет установку на воспроизведение информации, а не на ее хранение. Так, мы легко поддерживаем диалог, адекватно отвечая на реплики собеседника, но спустя пару часов можем лишь приблизительно пересказать его содержание. При 1-2-кратном повторении информация может перейти в долговременную память. Благодаря кратковременной памяти сразу отсеивается ненужная и остается полезная информация. Объем кратковременной памяти равен внимания и составляет от 5 до 9 единиц информации, поэтому, если поток информации превышает этот объем, вновь поступившая информация вытесняет предыдущую, и таким образом, дочитав эту фразу до конца, вы, скорее всего, уже забыли ее начало. Короткие фразы улучшают понимание.

Оперативная память обслуживает конкретную задачу (например, перечень дел на день). Когда задача выполнена, оперативная память очищается. С оперативной памятью связано интересное явление – так называемый «эффект Зейгарник» (см. ниже).

Промежуточная память хранит информацию в течение дня, а в период ночного сна очищается (нужная информация сортируется и переводится в долговременную память). У человека, спящего менее 3 часов в сутки, промежуточная память не успевает очиститься и происходит нарушение процессов мышления. Впечатления прошедшего и текущего дня смешиваются, сосредоточить внимание становится труднее, путается порядок действий. У людей, работающих с механизмами, и у тех, чья работа требует точности и аккуратности, обыкновенное недосыпание может привести к фатальным последствиям.

Долговременная память сохраняет информацию пожизненно. Ее объем не ограничен. В это трудно поверить человеку, который мучительно пытается выучить 50 вопросов в ночь перед экзаменом. Секрет в относительно узком «входе» во дворец долговременной памяти. Ограничен объем информации, который мы можем усвоить за определенный промежуток времени. Как выучить максимум информации за минимум времени? На этот вопрос после множества экспериментов ответил немецкий психолог Герман Эббингауз.

Долговременная память бывает двух типов. Долговременная память с сознательным доступом хранит то, что человек может вспомнить, совершив волевое усилие. Информация из закрытой долговременной памяти становится доступной лишь под гипнозом или в результате нервных потрясений.