Общая характеристика: особенности философского мировоззрения, течения и школы

 

Этот период развития античной философии начинается тогда, когда греческая культура выходит за пределы греческого мира. В дальнейшем античное общество вступает в глубокий экономический, политический и моральный кризис, который завершается падением Римской Империи.

В греческом мире во времена Перикла отдельная личность была больше связана со своим целым, (государством, обществом) и больше жила в нем. Жизнь внутри целого и ради целого (как, например, еще у Платона и Аристотеля), стремление к общему благу через возвышение своего целого и гармонизацию целого и частей, полиса и гражданина, общества и личности – вот отличительная черта высокой античности, античности в период ее расцвета. Как писал Аристотель, необходимо по природе, чтобы целое предшествовало части. Ибо часть является частью благодаря своему целому.

В римском мире все благородное, возвышенное и прекрасное, выступающее в индивидуальности греческого мира было, как говорит Гегель, стерто. В это время самосознание личности «оттесненное от внешней действительности» вынуждено уйти в себя и искать разумность лишь в себе, точнее, «в согласии с самим собой», а не со всем своим целым, заботиться лишь о своей единичности. Таким образом, индивидуализм важнейшая отличительная черта эпохи эллинизма. Причем в такой мере, что она наложила свой неизгладимый отпечаток на самосознание данной эпохи, ее художественную культуру и философское мировоззрение. Каковы основные особенности философского мировоззрения эпохи эллинизма?

1. Сужение предмета философии.

Вместо великих универсальных задач возникает тенденция к сведению всех вопросов философии к искусству устроения жизни и поиску личного счастья (характерно для скептицизма, эпикуреизма и стоицизма).

В это время мы наблюдаем активную проповедь пассивного отношения к жизни и аполитизм, выдвижение в качестве этического идеала принципов невозмутимости и безразличия (атараксия), личного спокойствия (скептицизм, стоицизм, эпикуреизм). «Лучше искать укрытия в тихой пристани, чем быть добровольно бросаемым» в водовороты политической жизни, «...важнее знать счет собственной жизни, чем общего блага, о котором ты пекся до сих пор!», – провозглашает стоик Луций Анней Сенека.

2. Падает доверие к силе познавательных способностей человека (характерно для античного скептицизма и агностицизма средней и новой академии). Ощущения не дают нам предмет таким, каков он есть сам по себе, а наши суждения о вещах противоречивы, и легко оспариваемы друг другом. Поэтому ничто не истинно, ибо нет даже критерия различения истинного и ложного.

3. Ослабевает напряжение творческого поиска ново го, пропадает интерес к глубине теоретической мысли. Наиболее характерным здесь является эклектицизм (на пример, Цицерон, Варрон). Эклектиками движет желание охватить и принять все, но принять поверхностно, без выяснения принципиальных различий позиций философов и философских школ. Эклектик в области теории и методологии склоняется к тому, что истины нет, есть лишь известная вероятность (большая или меньшая) истинности тех или иных мнений. В результате получается, с одной стороны, что все истинно, т.е. все заключает в себе нечто истинное. А с другой, что истины как таковой нет, но есть лишь известное приближение к истине. В своей крайней форме эклектицизм представ ляет собой попытку совмещение в одной теории противоположных философских позиций, например, материалистических и идеалистических положений (характерно для римского стоицизма).

4. В дальнейшем философствование все более принимает чисто умозрительный характер (наиболее полным выражением этой тенденции является неоплатонизм).

 

 

2.3.2. Основные течения и школы