Анализ СМИ по типологическим признакам

Вопросы к семинару 3

1.Классификация средств обработки документов.

2.Средства составления и изготовления текстовых и табличных доку­ментов.

3.Технические характеристики, возможности, принцип действия, известные фирмы изготовители:

 

3.1 Пишущих машин.

3.2 Диктофонов.

3.3 Матричных принтеров.

3.4 Струйных принтеров.

3.5 Лазерных принтеров

3.6 Плоттеров.

 

Типологический анализ как метод научного исследования используется для сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации групп объектов (как сосуществующих, так и разделенных по времени). Это сравнительное изучение осуществляется путем выявления сходства и различия изучаемых объектов на основании надежных способов их идентификации. При этом обязательно соблюдение двух принципов: изучаемые объекты понимаются как системы, и эти системы рассматриваются в их развитии. В результате строится некая типовая модель исследуемого множества объектов: обобщенная, идеализированная, теоретически сконцентрированная на основе их наиболее существенных характеристик.

Типологический анализ предполагает определение типологических признаков, присущих данному типу СМИ.

Тип - модель, которой соответствует любой класс объектов, а также элемент этого класса, входящий в классификационную систему.

Есть разные методики типологического анализа СМИ. Хорошую методику предложил исследователь журналов Акопов А.И., но она подходит и для других СМИ. Он разделил типологические признаки на типоформируюшщие, вторичные и формальные.

Типоформирующие (типообразующие) признаки - это основной вид типологических признаков, непосредственно влияющих на возникновение, развитие и трансформацию типа издания.

В состав типоформирующих признаков входят:

1. издатель - учреждение, общественная организация или иной социальный институт, выпускающий данный орган печати;

2. цели и задачи - проектируемый образ результата, на достижение которого направлены стратегические и тактические действия издателя;

3. читательская аудитория - категория людей, читающих данное издание.

Таким образом, первая группа признаков отвечает на вопросы: кто, для кого и с какой целью выпускает издание. Все эти три признака неразрывно связаны друг с другом и в совокупности создают тип печатного издания.

Следующая группа признаков - вторичные (зависимые) дает характеристику данного типа издания. Точный выбор этих признаков и их составляющих во многом обеспечивает успех изданию. В эту группу признаков мы относим следующие:

 

Вторичные (зависимые) признаки - вид признаков, характеризующих тип издания в зависимости от типоформирующих признаков и определяемых этим типом.

В число вторичных признаков входят:

1. авторский состав - контингент авторов материалов, публикуемых в этом издании;

2. внутренняя структура - система разделов и рубрик, рубрикации внутри издания или ее отсутствие;

3. жанры - набор используемых в данном периодическом издании жанров журналистики;

4. оформление (дизайн) - наличие или отсутствие элементов художественного оформления.

На эти признаки оказывают непосредственное влияние типоформирующие признаки. В зависимости от издателя, целей издания и читательской аудитории выбирается соответственное оформление, состав авторов, жанры материалов, внутренняя структура.

Наконец, еще в более подчиненном, зависимом состоянии находятся такие признаки, как периодичность, объем и тираж, называемые формальными (подчиненными) типологическими признаками. Они также зависят от сложившегося типа, читательской аудитории, целей издания, и, в меньшей степени, от вторичных признаков (например, оформление, внутренняя структура и жанры могут влиять на тираж издания, хотя и опосредованно).

Формальные типологические признаки - это признаки, характеризующие тип издания с помощью измеряемых параметров, зависящих от типа издания, типоформирующих и вторичных типологических признаков.

Широко известные как выходные сведения издательской продукции, данные признаки используются в следующих значениях:

1. периодичность - число выпусков (номеров) издания за определенный период времени (в год, месяц, неделю и т.п.);

2. объем - размер одного выпуска (номера) издания в полосах (при заданном формате), печатных знаках, учетно-издательских листах;

3. тираж - количество экземпляров одного выпуска (номера) издания.

Таким образом, используя все вышеперечисленные признаки, мы сможем получить наиболее целостное представление о современной системе прессы, при создании классификации наиболее верно определить тип каждого конкретного издания или группы изданий, а также выстроить конкретную модель издания того или иного типа.

 

Радиовещание

Схема анализа Я.Засурского:

По типам собственности:

- государственное радиовещание, включающее центральные общероссийские каналы и муниципальные радиостанции;

- радиостанции, принадлежащие некоммерческим и прочим организациям;

- коммерческие и частные радиостанции, которые, в свою очередь, делятся на франчайзинговые, местные, частные медиа-холдинги;

- радиостанции со смешанным типом собственности, акционерные общества с участием государственных структур.

По охвату аудитории:

- общенациональные и центральные;

- региональные радиостанции, вещающие на регионы (республики, края, области) и крупные города страны;

- локальные радиостанции, охватывающие ограниченную аудиторию небольших городов, поселков, населенных пунктов, сельских районов и т.п.

По тематической направленности, характеру предлагаемой информации, функциональным характеристикам:

- радиостанции универсального, или общего, характера;

- информационные радиостанции;

- музыкальные, информационно-музыкальные, музыкально-развлекательные станции, которые, в свою очередь, делятся по музыкальному формату.

Возможно, наконец, деление по рейтингу радиостанции, который отражает реальное отношение аудитории к тому или иному каналу, степень популярности станции у слушателей.

Однако совершенно очевидно, что признаков, разделяющих радиостанции на виды и типы, гораздо больше, и только в совокупности и взаимосвязи их рассмотрения возможно точное описание типа радиостанции.

Принимая деление типологических признаков на типоформирующие, вторичные и формальные, предложенное А.И. Акоповым для периодических изданий, попробуем перенести эти понятия на радиовещание.

Типоформирующими признаками для него будут следующие.

1.Владелец радиостанции, то есть, тот, кто финансирует вещание и получает разного рода прибыль. Согласно этому признаку можно выделить государственные, муниципальные, корпоративные, частные радиостанции.

2.Цель вещания - главная идея, объединившая творческий коллектив и владельца радиостанции. Например, целью частной радиостанции, как правило, является получение финансовой прибыли от продажи рекламного времени, а целью муниципальной радиостанции - оперативное информирование горожан о работе городских структур и событиях внутригородского уровня.

3. Аудитория. Имеется в виду ориентация на интересы той или иной категории населения.

Определяется по месту жительства, возрасту, социальному положению, уровню образования, профессии и т. д. Разумеется, каждая радиостанция стремится охватить как можно больше аудитории, но "радио для всех" не бывает. Аудиторию той или иной радиостанции условно можно разделить на: а) целевую - ту, на которую непосредственно обращено вещание целиком или конкретная программа; б) потенциальную, включающую тех, кто может быть слушателем этой радиостанции при определенных обстоятельствах; в) заинтересованную, объединяющую тех, кто финансирует деятельность радиостанции и принимает участие в ее работе; и - г) случайную, в составе которой те, кто случайно включил передачу радиостанции и остался на этой частоте.

Таким образом, первая группа признаков отвечает на вопросы: кто, для кого и с какой целью осуществляет вещание. Все эти три признака неразрывно связаны друг с другом и в совокупности создают тип радиостанции.

Следующая группа признаков - вторичные (зависимые) дает характеристику данного типа радиостанции. Точный выбор этих признаков и их составляющих во многом обеспечивает успех радиостанции. В эту группу признаков мы относим следующие:

1. Формат вещания. В это понятие входят: правильно выстроенная структура программирования вещания, точно подобранная музыкальная стратегия и манера ведения передач, наличие соответствующих этических и эстетических норм работы творческого коллектива.

2.Диапазон вещания. Правильно выбранный диапазон обеспечивает доступность радиостанции тому слушателю, на которого она ориентирована. В последние годы происходит увеличение числа радиостанций, вещающих в FM-диапазоне.

3.Состав творческого коллектива. В зависимости от поставленных целей он формируется из профессиональных радиожурналистов, специализирующихся в определенной области, людей, обладающих хорошо поставленной подвижной речью. Естественно, что радиостанция, имеющая большой спектр информационных передач, не обойдется без работников, имеющих журналистское образование. А радиостанция, дающая в эфир аналитику, без специалистов в конкретной анализируемой области. Музыкальные эфиры могут с успехом вести люди, обладающие только хорошими актерскими способностями.

4. Жанровая политика. Использование тех или иных жанров должно быть обоснованным. Неверно стремиться охватить все существующие жанры вещания, так как некоторые из них обладают специфическими особенностями и могут оттолкнуть целевого слушателя. Еще важней выстроить соотношение жанров в вещательной сетке. Перенасыщение ее одним жанром ведет к монотонности и однообразию вещания.

5.Звуковое оформление вещания. Исходя из того, что радио - это звучащее СМИ, необходимо особое внимание уделить звуковому оформлению вещания. Какое оно: сухое и строгое, расслабляющее и спокойное или полнозвучное, яркое, динамичное. Какая музыка используется для заставок: популярная или авторская, написанная специально для этой радиостанции. Звуковое оформление может быть выполнено в одном стиле или для каждой передачи отдельно.

Третья группа признаков - формальные, характеризующие тип вещания с помощью измеряемых параметров. К этой группе признаков следует отнести два признака, которые действительно могут быть измерены:

1. Объем вещания. Определяется по количеству часов вещания в том или ином промежутке времени (от круглосуточного до нескольких часов в неделю), а также "возрастом" радиостанции, то есть сроком выхода в эфир.

2. Территория вещания. Можно реально измерить территорию в квадратных километрах, но проще обратиться к издавна принятым определениям: городское, всероссийское, всемирное и т. п.

Таким образом, используя все вышеперечисленные признаки, мы сможем получить наиболее целостное представление о современном радиовещании, при создании классификации наиболее верно определить тип каждой конкретной радиостанции или группы радиостанций, а также выстроить конкретную модель радиостанции того или иного типа.