Методы контроля и самоконтроля в обучении.

Методы стимулирования и мотивации учения.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

 

 

Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь его объём и продолжительность.

К рассказу предъявляется ряд педагогических требований:

- рассказ должен содержать только достоверные и научно проверенные факты;

- включать достаточное количество убедительных и ярких примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;

- иметь чёткую логику изложения;

- быть эмоциональным;

- излагаться доступным языком;

- отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемому содержанию.

Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование существенных свойств изучаемых понятий и явлений, правил и закономерностей. Объяснение – монологическая форма изложения. К нему чаще всего прибегают при изучении теоретического материала разных наук, при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общества.

Лекция. Лекция – монологический способ изложения объёмного материала. Используется, как правило, в старших классах и занимает урок.

Беседа. Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путём постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Успех проведения беседы во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы должны быть краткими, чёткими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа «да» или «нет».

Метод беседы имеет преимущества: активизирует учащихся; развивает их память и речь; делает открытыми знания учащихся; является хорошим диагностическим средством. Недостатки метода беседы: требует много времени; содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который запоминается другими учащимися); необходим запас знаний.

Дискуссия. Дискуссия как метод обучения основана на обмене взглядами по определённой проблеме, причём эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц.

Работа с учебником и книгой. В начальных классах данный метод осуществляется на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники всё больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приёмов самостоятельной работы с печатными источниками: конспектирование, составление плана текста, тезирование, цитирование, аннотирование, рецензирование, составление тематического тезауруса, формально-логической модели.

Наглядные методы обучения используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: картин, таблиц, карт, зарисовок на доске и т.д.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, кинофильмов, диафильмов и т.д.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

- применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

- наглядность следует показывать постепенно и только в соответствующий момент урока;

- необходимо чётко выделять существенное при показе иллюстраций;

- детально продумывать пояснения, даваемые в ходе показа;

- наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

- привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации.

К практическим методам обучения относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса.

Упражнения подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу. По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют репродуктивные (воспроизведение, выполнение известного по образцу с целью закрепления), частично-поисковые и творческие (применение знаний в новых условиях).

Выбор методов обучения зависит:

- от общих целей процесса обучения и ведущих установок современной дидактики;

- от особенностей изучаемого предмета и методики его преподавания;

- от цели, задач и содержания материала конкретного урока;

- от времени, отведённого на изучение того или иного материала;

- от возрастных особенностей учащихся;

- от уровня подготовленности учащихся;

- от материальной оснащённости учебного заведения;

- от возможностей и особенности учителя, его методического мастерства и его личных качеств.

При выборе метода обучения учитель продумывает, каким будет метод по источнику знаний, каким будет этот метод по уровню познавательной активности и самостоятельности учащихся, как будет осуществляться управление познавательной деятельностью учащихся.