В 7. Соотношение системы права и системы законодательства
В 6. Система гражданского права как отрасли.
Система ГПкакотрасли –объединение правовых норм, совокупность его институтов во взаимосвязи и логической последовательности. Элементами отрасли признаны подотрасли, институты, субинституты. Первичное звено – норма права.
Подотрасли – наиболее крупные группировки норм, регулирующие однородные группы отношений; включают общие положения. Институт – совокупность норм, регулирующих менее крупную группу однородных общественных отношений. Субинституты – еще более мелкие совокупности норм, сохраняющие единство и однородность предмета регулирования.
Общеотраслевые институты: 1) общие положения о гражданском законодательстве; 2) общие положения о гражданских правах и обязанностях (об основаниях возникновения, об осуществлении и о защите); 3) положения о лицах; 4) положения об объектах гражданских прав; 5) положения о сроках и исковой давности; 6) международное частное право – нормы применимого (коллизионного) права. Общеотраслевые институты имеют научное и практическое значение – их правила учитываются при применении всех гражданско-правовых норм.
Подотрасли: 1) вещное право; (Щенникова Л. В. утверждает, что ВП это институт ГП) 2) обязательственное право; 3) наследственное право; 4) интеллектуальные права (оформлены как подотрасль благодаря регламентации имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации как исключительных прав в части четвертой ГК).
Система права –его внутреннее строение, обеспечивающее единство и согласованность действующих правовых нормза счет их распределения по отраслям права. Система права строится с учетом предмета и метода отраслевого правового регулирования. Для правоприменения необходима систематизация –деятельность по упорядочению правовых норм путем группировки по практически значимым признакам. В результате такой деятельности создается система нормативных актов, именуемаясистемой законодательства.
Система законодательства может выстраиваться с учетом одного из критериев:
1)юридическая сила нормативно-правовых актов – они располагаются по юридической силе: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и т.д.
2) устройство государства:различают федеральное законодательство, законодательство субъектов Федерации, локальное законодательство органов местного самоуправления. Необходимо разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов. Для гражданского законодательства этот критерий неприемлем, т.к. правовое регулирование Г-П отношений отнесено к ведению РФ (ст. 3 ГК).
3) предмет правового регулирования. Различают отрасли законодательства – гражданское, семейное, земельное, трудовое, уголовное и т.д., то есть нормы отраслей законодательства регулируют общественные отношения, соответствующие отрасли права. По этому критерию выделены и комплексные отрасли – например, законодательство о транспорте.
При использовании последнего критерия надо различатьсистему права как отрасли исистему законодательства.Отличия:
1. Система права – отражение внутреннего строения права, совокупность правовых норм. Система законодательства – совокупность нормативных актов, которые являются формой выражения правовых норм, т.е. внешняя форма права.
2. Система права носит объективный характер, т.к. отражает реально существующие регулируемые ею общественные отношения. Система законодательства каждой отрасли права формируется с учетом потребностей правоприменительной практики.