В 7. Соотношение системы права и системы законодательства

В 6. Система гражданского права как отрасли.

Система ГПкакотрасли –объединение правовых норм, совокупность его институтов во взаимосвязи и логической последовательности. Элементами отрасли признаны подотрасли, институты, субинституты. Первичное звено – норма права.

Подотрасли – наиболее крупные группировки норм, регулирующие однородные группы отношений; включают общие положения. Институт – совокупность норм, регулирующих менее крупную группу однородных общественных отношений. Субинституты – еще более мелкие совокупности норм, сохраняющие единство и однородность предмета регулирования.

Общеотраслевые институты: 1) общие положения о гражданском законодательстве; 2) общие положения о гражданских правах и обязанностях (об основаниях возникновения, об осуществлении и о защите); 3) положения о лицах; 4) положения об объектах гражданских прав; 5) положения о сроках и исковой давности; 6) международное частное право – нормы применимого (коллизионного) права. Общеотраслевые институты имеют научное и практическое значение – их правила учитываются при применении всех гражданско-правовых норм.

Подотрасли: 1) вещное право; (Щенникова Л. В. утверждает, что ВП это институт ГП) 2) обязательственное право; 3) наследственное право; 4) интеллектуальные права (оформлены как подотрасль благодаря регламентации имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации как исключительных прав в части четвертой ГК).

Система права –его внутреннее строение, обеспечивающее единство и согласованность действующих правовых нормза счет их распределения по отраслям права. Система права строится с учетом предмета и метода отраслевого правового ре­гулирования. Для правоприменения необходима систематизация деятельность по упорядочению правовых норм путем группировки по практически значимым признакам. В результате такой деятельности создается система нормативных актов, именуемаясистемой законодательства.

Система законодательства может выстраиваться с учетом одного из критериев:

1)юридическая сила нормативно-правовых актов – они располагаются по юридической силе: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и т.д.

2) устройство государства:различают федеральное законодательство, законодатель­ство субъектов Федерации, локальное законодательство органов местного самоуправления. Необходимо разграничение предметов ведения и полномочий между органами государст­венной власти РФ и ее субъектов. Для гражданского законодательства этот критерий неприемлем, т.к. правовое регулирование Г-П отношений отнесено к ведению РФ (ст. 3 ГК).

3) предмет правового регулирования. Различают отрасли законодательства – гражданское, семейное, земель­ное, трудовое, уголовное и т.д., то есть нормы отраслей законода­тельства регулируют общественные отноше­ния, соответствующие отрасли права. По этому критерию выделены и комплексные отрасли – например, законодательство о транспорте.

При использовании последнего критерия надо различатьсистему права как отрасли исистему законодательства.Отличия:

1. Система права – отражение внутреннего строения права, совокупность пра­вовых норм. Система законодательства – совокупность нормативных актов, которые являются формой выражения правовых норм, т.е. внешняя форма права.

2. Система права носит объективный характер, т.к. отражает реально сущест­вующие регулируемые ею общественные отношения. Система законодатель­ства каждой отрасли права формируется с учетом потребностей правопри­менительной практики.