Общий план выполнения исследовательской работы
Лекция по теме
Цитогенетический метод
Иммуногистохимия
- метод качественного определения антигенов в клетках и тканях на гистологических срезах
Задачи метода:
1. определение гистогенетического типа исследуемой ткани
2. определение иммунофенотипа клеток
3. оценка процессов пролиферации (Ki-67, PCNA) и апоптоза (СD 95) в ткани
4. определение наличия рецепторов к гормонам
5. определение ростовых факторов (IL 1-16)
6. выявление онкопротеинов (р21, р53, N-MYC и т.д.)
7. определение типов коллагена (I, II, IY типа)
8. микробиология/вирусология (гепатиты В и С, цитомегаловирус, герпес и т.д.)
Окраска:
Моноклональные антитела
Определение гистогенетического типа клеток тканей:
- основано на выявлении белков промежуточных филаментов, специфичных для клеток определенных тканей
1. эпителиальные ткани - выявляется кератин (Кeratin)
2. соединительные ткани - виментин (Vimentin)
3. нервная ткань - S100 protein
4. мышечные ткани - десмин (Desmin)
5. лимфоидная и миелоидная ткани - общий лейкоцитарный антиген (LCA)
- метод качественного и количественного анализа хромосом человека
Актуальность:
1. шесть из 1000 детей рождаются с различными хромосомными нарушениями
2. увеличение возраста матерей - критический возраст матери, после которого вероятность рождения больного ребенка резко возрастает – 35 лет
3. диагностика опухолевых заболеваний, учет при выборе тактики лечения и определение прогноза заболевания
Принцип метода:
- т.к. анализ осуществляется на хромосомах, а последние возможно наблюдать во время митоза то:
1. исследуемые клетки обрабатывают веществом,
стимулирующим митотическую активность -
фитогемагглютинином (ФГА) в условиях in vitro
2 накопление числа метафазных пластинок – в результате разрушения веретена деления - колхицин
3 отбор метафазной пластинки, где хромосомы не
наслаиваются, не наползают друг на друга
4. раскладка хромосом
5. анализ
«Подготовка к исследованию»
1. Общий план выполнения исследовательской работы
2. Выбор темы. Формулировка проблемы и названия работы
3. Определение цели, задач и методов исследования
4. Организация условий
5. Поиск информации
5.1. Документальные источники информации
5.2. Организация справочно-информационной деятельности
5.3. Справочно-информационные издания
5.4. Каталоги и картотеки. Библиографические указатели
Любая научная рабата является научно-педагогическим исследованием, имеющем свою логику и структуру деятельности. Эта структура выражается в виде определенной программы (плана) исследовательской работы, состоящей из нескольких этапов. Каждый этап имеет свои самостоятельные задачи, которые часто последовательно, а иногда одновременно, решаются в ходе исследования. Мы предлагаем следующий примерный план выполнения подобного рода работы:
1. Выбор темы исследовательской работы, формулировка проблемы и названия pаботы.
2. Постановка цели и задач.
3. Обоснование темы работы, ее актуальности, теоретической и практической значимости. Hаписание первого варианта введения.
4. Определение сроков работы, примерной продолжительности отдельных этапов, времени ее завершения.
5. Изучение и анализ литературы по теме исследования. Написание литературного обзора.
6. Выбор методов исследования.
7. Определение места и времени проведения исследования, конкретизация контингента. Предварительная договоренность об организации исследования.
8. Подготовка к сбору научного материала (разработка плана беседы, содержания анкеты; составление плана педагогического наблюдения; разработка графика изучения документальных материалов; составление плана организации и проведения эксперимента и т.д.). Апробация выбранных методов исследования.
9. Сбор научного материала.
10. Обработка полученного материала с использованием (при необходимости) методов математического анализа.
11. Анализ и обсуждение результатов проведенного исследования.
Hаписание pаздела «Результаты и их обсуждение».
12. Написание заключения и выводов, редакция ведения.
13. Составление и оформление библиографического аппарата работы.
14. Офоpмление титульного листа, иллюстративного материала и
приложений.
15. Подготовка доклада и демонстрационных материалов к защите.
16. Защита выпускной квалификационной работы.
На основании общего плана составляются планы отдельных этапов: изучение литературы, обобщение опыта, проведение наблюдения, эксперимента и т.д. Первые варианты как общего плана, так и планов отдельных этапов по мере выполнения работы могут быть дополнены или несколько видоизменены.
Следует отметить, что план исследования - это не только формальное административное требование. План является необходимой составной частью научной pаботы, он стимулирует четкое определение целей и задач исследования. План предполагает обоснованный выбор методов исследования, пpедопpеделяет единую логику всей pаботы.