Общий план выполнения исследовательской работы

Лекция по теме

Цитогенетический метод

Иммуногистохимия

- метод качественного определения антигенов в клетках и тканях на гистологических срезах

 

Задачи метода:

1. определение гистогенетического типа исследуемой ткани

2. определение иммунофенотипа клеток

3. оценка процессов пролиферации (Ki-67, PCNA) и апоптоза (СD 95) в ткани

4. определение наличия рецепторов к гормонам

5. определение ростовых факторов (IL 1-16)

6. выявление онкопротеинов (р21, р53, N-MYC и т.д.)

7. определение типов коллагена (I, II, IY типа)

8. микробиология/вирусология (гепатиты В и С, цитомегаловирус, герпес и т.д.)

Окраска:

Моноклональные антитела

 

Определение гистогенетического типа клеток тканей:

- основано на выявлении белков промежуточных филаментов, специфичных для клеток определенных тканей

 

1. эпителиальные ткани - выявляется кератин (Кeratin)

2. соединительные ткани - виментин (Vimentin)

3. нервная ткань - S100 protein

4. мышечные ткани - десмин (Desmin)

5. лимфоидная и миелоидная ткани - общий лейкоцитарный антиген (LCA)

 

- метод качественного и количественного анализа хромосом человека

 

Актуальность:

1. шесть из 1000 детей рождаются с различными хромосомными нарушениями

2. увеличение возраста матерей - критический возраст матери, после которого вероятность рождения больного ребенка резко возрастает – 35 лет

3. диагностика опухолевых заболеваний, учет при выборе тактики лечения и определение прогноза заболевания

 

Принцип метода:

- т.к. анализ осуществляется на хромосомах, а последние возможно наблюдать во время митоза то:

1. исследуемые клетки обрабатывают веществом,

стимулирующим митотическую активность -

фитогемагглютинином (ФГА) в условиях in vitro

2 накопление числа метафазных пластинок – в результате разрушения веретена деления - колхицин

3 отбор метафазной пластинки, где хромосомы не

наслаиваются, не наползают друг на друга

4. раскладка хромосом

5. анализ

 

 

 

 

«Подготовка к исследованию»

 

1. Общий план выполнения исследовательской работы

2. Выбор темы. Формулировка проблемы и названия работы

3. Определение цели, задач и методов исследования

4. Организация условий

5. Поиск информации

5.1. Документальные источники информации

5.2. Организация справочно-информационной деятельности

5.3. Справочно-информационные издания

5.4. Каталоги и картотеки. Библиографические указатели

Любая научная рабата является научно-педагогическим исследованием, имеющем свою логику и структуру деятельности. Эта структура выражается в виде определенной программы (плана) исследовательской работы, состоящей из нескольких этапов. Каждый этап имеет свои самостоятельные задачи, которые часто последовательно, а иногда одновременно, решаются в ходе исследования. Мы предлагаем следующий примерный план выполнения подобного рода работы:

 

1. Выбор темы исследовательской работы, формулировка проблемы и названия pаботы.

2. Постановка цели и задач.

3. Обоснование темы работы, ее актуальности, теоретической и практической значимости. Hаписание первого варианта введения.

4. Определение сроков работы, примерной продолжительности отдельных этапов, времени ее завершения.

5. Изучение и анализ литературы по теме исследования. Написание литературного обзора.

6. Выбор методов исследования.

7. Определение места и времени проведения исследования, конкретизация контингента. Предварительная договоренность об организации исследования.

8. Подготовка к сбору научного материала (разработка плана беседы, содержания анкеты; составление плана педагогического наблюдения; разработка графика изучения документальных материалов; составление плана организации и проведения эксперимента и т.д.). Апробация выбранных методов исследования.

9. Сбор научного материала.

10. Обработка полученного материала с использованием (при необходимости) методов математического анализа.

11. Анализ и обсуждение результатов проведенного исследования.

Hаписание pаздела «Результаты и их обсуждение».

12. Написание заключения и выводов, редакция ведения.

13. Составление и оформление библиографического аппарата работы.

14. Офоpмление титульного листа, иллюстративного материала и

приложений.

15. Подготовка доклада и демонстрационных материалов к защите.

16. Защита выпускной квалификационной работы.

 

 

На основании общего плана составляются планы отдельных этапов: изучение литературы, обобщение опыта, проведение наблюдения, эксперимента и т.д. Первые варианты как общего плана, так и планов отдельных этапов по мере выполнения работы могут быть дополнены или несколько видоизменены.

Следует отметить, что план исследования - это не только формальное административное требование. План является необходимой составной частью научной pаботы, он стимулирует четкое определение целей и задач исследования. План предполагает обоснованный выбор методов исследования, пpедопpеделяет единую логику всей pаботы.