Экономическая эффективность управления качеством продукции

Рис. 11.7. Алгоритм распределения затрат по функциям нового изделия

потребительской значимости функций и степени сложности производственного исполнения при заданном уровне качества.

Определение укрупненных затрат на изделие в целом возможно различными методами (моделированием, методом удельных затрат, структурной аналогии и т.д.). Распределение затрат по функциямосуществляется по схеме, изображенной на рис. 11.7.

Оценка вариантов решений, полученных в результате ФСА, производится по критерию интегрального качества:

 

k = (Q + C) → max,

 

где Q – комплексный показатель качества;

С – совокупные затраты на изделие.

 

Таким образом, обеспечение качества продукции всегда связано с затратами. Любой этап жизненного цикла продукции должен содержать элементы управления затратами на обеспечение качества. Чтобы добиться оптимального размера затрат на качество необходимо использовать наиболее адекватные методы управления затратами.

 

 

Экономическая эффективность управления качеством (ЭЭУК) (по аналогии с классическим подходом к понятию «эффективность») – это характеристика получаемых эффектов за счет управления качеством в сравнении с затратами, необходимыми для получения экономических результатов. Рассмотрение вариантов повышения и обеспечения качества с позиций их экономической эффективности позволяет решать важнейшие для фирмы задачи, определяющие ее будущее.

Каким должен быть уровень качества, с которым фирме наиболее выгодно выходить на рынок? Иными словами, к какому качеству следует стремиться? Современные специалисты в области качества не понимают, почему нужно было стремиться к высшему качеству и проводить соответствующую аттестацию.

Сам термин «высшее качество» является неопределенным и поэтому не может быть критерием «настройки системы управления качеством». При работе фирм в условиях конкуренции особое значение имеет определение наиболее целесообразного уровня качества продукта.

Принято называть такое качество «нужным качеством». Раскроем содержание этого понятия. Возможны два подхода к его определению:

а) когда первичными являются экономические интересы фирмы;

б) когда за основу берутся экономические интересы клиента.

Первый подход свойственен фирмам, стоящим на сбытовых позициях.

Второй подходприменяют фирмы, исповедующие концепции производственно-коммерческой деятельности.

Анализируя характер зависимости прибыльности фирмы от таких показателей, как уровень качества и цена продукта можно сделать следующие выводы:

а) прибыль падает при малых уровнях качества, так как при этом снижается спрос на продукт, доля рынка и, следовательно, оборот;

б) прибыль падает и при излишне высоких уровнях качества, поскольку при этом возрастающая полезность продукта не в состоянии компенсировать резко возрастающую себестоимость, т.е. затраты фирмы;

в) прибыль падает также при слишком низких ценах, так как даже возрастающая при этом доля фирмы на рынке не в состоянии привести к адекватному росту оборота в денежном выражении.

г) слишком высокие цены также ведут к снижению данного оборота в результате значительного сокращения доли фирмы на рынке.

Общий вывод из приведенного анализа: фирма не всегда будет получать прибыль от увеличения производства. На какой-то стадии расширения производства фирма может вообще не получать прибыли или даже нести убытки. Выход один: в условиях жесткой конкуренции, когда происходит борьба за потребителя, фирма должна постоянно совершенствовать свой товар. То есть, расширяя производство усовершенствованных, конкурентоспособных товаров, фирма может получить более высокую прибыль.

В данном случае, фирма столкнулась с проблемой взаимосвязи экономической эффективности конкурентоспособности продукции (особенно новой). Рассмотрим эту проблему более подробно.

Оценка эффективности и конкурентоспособности товара требует:

- комплексного изучения требований рынка, прежде всего на основе анализа динамики качества реализуемых на нем изделий ((предлагаемых услуг);

- выработки основных направлений создания и изготовления продукции, пользующейся спросом на рынке;

- оценки перспектив продажи конкретных изделий и формирования структуры экспорта;

- установления цен на продукцию, предназначенную для продажи;

- подготовки рекламы продукции, предлагаемой потребителю.

Методы расчета экономической эффективности можно классифицировать по четырем направлениям.

Первое направление включает в себя применение новых технологических процессов, механизации и автоматизации производства, новых способов организации производства и труда, усовершенствованной технологии, обеспечивающих повышение качества продукции при одновременной экономии производственных ресурсов при выпуске одной и той же продукции.

В этом случае расчет годового экономического эффектапроизводится по формуле:

Э = (З1 – З2) х В2,

 

где Э – годовой экономический эффект, ден. ед.;

З1 и З2 – приведенные затраты единицы продукции (работы), производимой с помощью базовой (1) и новой (2) техники, ден. ед.;

В2 – годовой объем производства продукции (работы) с помощью новой техники в расчетном году, нат. ед.

Второе направление проводимых организационно-технических мероприятий включает в себя производство и использование новых средств труда долговременного применения (машины, оборудование) с улучшенными качественными характеристиками (производительность, долговечность, издержки эксплуатации и т.д.)

Третье направление включает в себя производство и использование новых или усовершенствованных предметов труда, к которым относятся такие материальные ресурсы, как материалы, сырье, топливо, а также средства труда со сроком службы менее одного года.

Четвертое направление проводимых организационных мероприятий включает в себя производство и использование новой техники, не имеющей аналога, а также новой продукции и продукции повышенного качества (с более высокой ценой) для удовлетворения нужд населения или этой продукции, разработанной на основе НИР и ОКР.

Один из методов комплексной оценки уровня конкурентоспособности основан на сопоставлении интегральных показателей качества оцениваемой и базовой продукции. С их помощью можно вычислить уровень (коэффициент) конкурентоспособности (К).

 

К = И / Иб = ПЗб / ПбЗ,

 

где И, Иб – интегральный показатель качества соответственно оцениваемого и базового образцов за срок службы;

П, Пб – суммарный полезный эффект от эксплуатации соответственно оцениваемого и базового образцов;

З, Зб – полные затраты на приобретение и эксплуатацию соответственно оцениваемого и базового образцов.

Существуют и другие методики определения конкурентоспособности, как важного показателя эффективности затрат на качество.

В частности, такую методику предлагает М.Г.Миронов, автор книга «Управление качеством».

Так, конкурентоспособность он определяет отдельно по уровню качества и экономическим показателям, потому что качественные и экономические показатели не всегда равноценны.

То есть при определении коэффициента конкурентоспособности необходимо учесть весомость каждого показателя, входящего в общий набор показателей для определения конкурентоспособности товаров. А потом с учетом коэффициентов весомости каждого из показателей, устанавливаемых экспертным методом, определить интегральный показатель конкурентоспособности

Ку = Уп / Уб,

 

где Ку – коэффициент конкурентоспособности оцениваемого товара по уровню качества; Уп, Уб – уровень оцениваемого товара и базового образца;

 

Кэ = (Сб – Дб) / ( Сп – Дп),

 

где Кэ – коэффициент конкурентоспособности оцениваемого товара по экономическим показателям;

Сп, Сб – расходы, связанные с приобретением (цена, транспортные расходы, таможенная пошлина и т.д.) и эксплуатацией (ремонт, профилактика и т.д.) оцениваемого товара и базового образца;

Дп, Дб – сумма бесплатных услуг, связанных с приобретением (запчасти, транспортировка товаров и т.д.) и эксплуатацией (ремонт, обслуживание, моральный ущерб и т.д.) оцениваемого товара и базового образца.

Интегральный показатель конкурентоспособности с учетом их коэффициентов весомости mуиmэ определяется по формуле:

 

К = Ку х mу+ Кэ х mэ

 

Если К > 1, то товар конкурентоспособен и затраты на качество оправданы и окупяться.

Таким образом, для определенного уровня качества существует оптимальная с точки зрения прибыльности конкретного бизнеса цена купли-продажи. Чтобы уяснить смысл этого понятия, рассмотрим метод оптимизации цены с учетом расходов в сфере реализации, в том числе с учетом затрат на качество. Это метод основан на использовании функции эластичности спроса и оценке затрат. Суть его в том, что оптимальной цене купли-продажи в торговле (Цопт) соответствует следующая зависимость.

 

∆П(Ц) : ∆Ц = 0 (11.1)

 

Дело в том, что каждый предприниматель стремится максимизировать свою прибыль ( П → max). Прибыль можно записать как функцию от цены П(Ц). Максимальная прибыль будет достигаться при оптимальной цене. Условие, выраженное в формуле 11.1. , и позволяет найти оптимальную цену.

Прибыль также можно записать как разность между (М) объемом производства (если все производимые товары поступают на рынок) или оборотом торговли и суммарными затратами (∑З):

 

П = М – ∑З. (11.2)

 

Кроме эффекта, связанного с улучшением условий реализации продукта на рынке, существует целый ряд основных источников получения предприятиями прямого экономического эффекта от управления качеством.

Рассмотрим, как применительно к данным составляющим можно рассчитать годовые эффекты от управления качеством. При этом прогресс в области качества будем связывать с внедрением новой системы управления качеством.

Улучшение качества приводит к следующим данным эффектам.

 

1. Годовой эффект от сокращения внутрифирменных отклонений:

1 – δ2)Y

Эбр = ──────, (11.3)

 

где: Y – объем производства продукта в оцениваемом периоде;

δ1, δ2 – удельный вес потерь от внутрифирменных дефектов в базовом и оцениваемом периоде (до внедрения системы качества и с ней).

2. Годовой эффект от сокращения потерь от рекламаций:

Эр = (λ1 – λ2)/ Y, (11.4)

 

где: λ1, λ2 – удельный вес потерь от рекламаций в базовом и оцениваемом году.

3. Годовой эффект от сокращения непроизводительных потерь, не входящих в плановую стоимость себестоимость продукта:

 

n m

∆Пнп = ∑ ∑ ∆Сij, (11.5)

i=1 j=1

 

где: ∆Cij = ∆Cij1 – ∆Cij2 – снижение j – х непроизводительных потерь i – го вида продукта в оцениваемом периоде по сравнению с базовым периодом в результате внедрения системы качества;

n – число видов продукта, по которым были допущены непроизводительные потери;

m – число видов непроизводительных потерь.

 

4. Годовой эффект от снижения расходов на подготовку и освоение производства:

n

∆Cосв = ∑ ( Сiосв2λ – Ciосв ф2), (11.6)

i=1

 

где: Ciосв2 – плановые расходы на подготовку и освоение производства I – го продукта в оцениваемом периоде (с системой качества СК);

Ciосвф2 – фактические расходы на подготовку и освоение производства i – го в оцениваемом периоде;

 

Ciосв ф1

λ = ────── — коэффициент;

Ciосв1

 

где: Ciосвф1 – фактические расходы на подготовку и освоение производства i – го продукта в базовом периоде (до внедрения системы качества);

Ciосв1 – плановые расходы на подготовку и освоение производства I – го продукта в базовом периоде.

 

5. Годовой эффект от снижения материальных затрат на производство продукта:

n q

Эм = ∑ ∑ ∆Сiq, (11.8)

i=1 q=1

 

где: ∆Сiq = ∆Сiq1 – ∆Сiq2 – снижение затрат q – го материала (топлива, материала, комплектующих и т.п.) на производство годового объема продукта i – го вида в оцениваемом периоде по сравнению с базовым периодом;

∆Сiq1, ∆Сiq2 – соответственно затраты q – го материала на производство годового объема продукта i – го вида в базовом и оцениваемом периодах;

n – количество видов продукта, производимого в оцениваемом периоде;

q – число видов материалов (ресурсов), использованных на производства продукта в оцениваемом периоде;

показатель Ciq1 = Мiq1 х Цiq; (11.9)

 

где: Мiq1 – фактические затраты q – х материалов на производство годового объема продукта i – го вида в натуральном выражении;

Цiq – цена единицы q – го материального ресурса.

 

6. Годовой эффект снижения трудовых затрат на производство продукта:

n t

Эt = ∑ ∑ ∆Cit (11.10)

i=1 t=1

 

где: ∆Cit1 – ∆Сit2 – снижение трудозатрат по t – му виду работ на производство годового объема продукта i – го вида в оцениваемом периоде по сравнению с базовым;

Cit1, Cit2 – трудозатраты по t – му виду работ на производство годового объема продукта i – го вида в базовом и оцениваемом периодах;

n – число видов продукта, производимого в оцениваемом периоде;

t – число видов работ в оцениваемом периоде;

 

Cit1 = (∑Зitp х Цitp) Y, (11.11)

 

где: Зitp – трудозатраты по t – му виду работ на p – ой технологической операции на производство единицы i – го продукта (нормо-час);

Ц – часовая тарифная ставка за выполнение p – ой технологической операции при производстве i – го продукта;

Y – годовой объем производства i – го продукта в оцениваемом периоде, в натуральном выражении.

 

7. Годовой эффект от сокращения накладных расходов (условно-постоянных) за счет увеличения объемов производства продукта при повышении надежности оборудования:

 

Эу = Су( Y2 – Y1) (11.12)

 

где: Су – условно-постоянные расходы на единицу изготавливаемого продукта в базовом периоде (до повышения надежности оборудования от внедрения систем качества);

Y1 и Y2 – годовой объем производства продукта в базовом и оцениваемом периодах в натуральном выражении.

 

8. Годовой эффект от увеличения прибыли за счет роста объемов производства продукта при повышении надежности оборудования:

∆P = P(Y2 – Y1), (11.13)

 

где: P – прибыль на единицу в оцениваемом периоде времени.

 

9. Годовой прирост прибыли, полученный за счет экономии денежных средств, предназначенных для платежей за производственные фонды предприятия:

Y1

∆Pф = ( Ф1─── – Ф2) Ен.п.ф. (11.14)

Y2

 

где: Y1 и Y2 – годовой выпуск продукта в базовом и оцениваемом периодах в натуральном выражении;

Ф1 и Ф2 – среднегодовые производственные 0основные и оборотные) фонды предприятия в базовом и оцениваемом периодах;

Ен.п.ф. – нормативный коэффициент платы за производственные фонды предприятия ( Ен.п.ф. = 0,06).

 

В итоге суммарный годовой экономический эффект предприятия от управления качеством определяется так:

 

Э = Эбр + Эр + ∆Пн.п + ∆Сосв + эм + Эу + P + ∆Pф (11.16)

 

Основными показателями экономической эффективности затрат на разработку и внедрение системы управления качеством являются6

· коэффициент экономической эффективности – Еэ;

· срок окупаемости затрат – Ток.

 

Коэффициент экономической эффективности определяется по формуле:

 

Э

Еэ = ───, (11.17)

Кн

 

где: Кн – предпроизводственные единовременные затраты на разработку и внедрение системы управления качеством.

 

Коэффициент экономической эффективности затрат на разработку и внедрение системы управления качеством показывает, какая доля суммарного годового экономического эффекта предприятия от ее внедрения и функционирования приходится на единицу указанных затрат.

Если Еэ > Ен, где Ен – нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений, то система управления качеством считается достаточно эффективной. При этом срок окупаемости затрат на разработку и внедрение системы управления качеством определяется:

 

Кн

Ток = ───, (11.18)

Э

В состав предпризводственных единовременных затрат на разработку и внедрение системы управления качеством входят:

· расходы на научные разработки по создаваемой системе;

· расходы на создание проекта системы;

· расходы на привязку типовых проектных решений по системе управления качеством и конкретному объекту управления;

· расходы на опытную эксплуатацию системы;

· расходы на опытную эксплуатацию системы;

· расходы на разработку и внедрение стандартов, инструкций и других руководящих документов по системе управления качеством;

· расходу на подготовку и переподготовку кадров;

Обязательным условием при определении эффективности является сопоставимость всех показателей во времени. (Добавить: Маренков.гл.9)