Исторические корни процесса управления качеством
Сущность, исторические корни и философские основы понятия «качество».
История развития управления качеством уходит в глубину веков. Этой проблемой, в частности, занимался еще в XVIII веке до н.э. вавилонский царь Хаммурапи, который заложил основы ответственности за качество продукции, написав свод законов, впоследствии названных кодексом Хаммурапи. Согласно этому кодексу «строителя, если тот построит дом и сделает свою работу непрочно, из-за чего дом обвалится и причинит смерть хозяину, должно убить; если погибнет сын хозяина, должно убить сына в строителя; если погибнет достояние, строитель должен возместить все, что погубил».
В России, в частности, при Иване Грозном и, особенно, при Петре I, были также введены жесточайшие наказания вплоть до смертной казни за поставку некачественной продукции государству. Так в Указе Петра I от 11 января 1723 года говориться: «Повелеваю хозяина Тульской фабрики Корнилу Белоглазова бить кнутом и сослать на работу, понеже он, подлец, осмелился войску Государеву продавать негодные пищали и фузеи, старшину альдермала Флора Фукса бить кнутом и сослать в Азов, пусть не ставит клейма на плохие ружья.
Приказано оружейной канцелярии из Петербурга переехать в Тулу и денно и нощно блюсти исправность ружей. Пусть дьяки и подьячие смотрят, альдермалы клейма ставят, буде сомнение возьмет, самим проверять и осмотром и стрельбою. А два ружья каждый месяц стрелять, пока не испортятся».
Философские основы категории «качество»
Проблема качества на протяжении многих веков находится в центре внимания, деятельности философов, экономистов, конструкторов, социологов и политологов, биологов, экологов и т.д. В настоящее время качество пронизывает практически все стороны мироздания и является главным фактором социального устройства, деятельности людей, а также имеет фундаментальное значение для понимания сущности человеческого бытия, для развития духовной культуры общества.
Если все многообразие исследуемых и решаемых человечеством проблем условно подразделить на глобальные,затрагивающие интересы всего человечества, и локальные, затрагивающие интересы отдельных регионов, государств, организаций, актуальные в данный момент времени, то проблему качества необходимо отнести к глобальным.
Обобщая процесс осознания категории «качество» в многогранной человеческой мысли, российские философы Ю.В. Крянев и М.А. Кузнецов выделяют следующие этапы понимания категории «качество»:
- субстратное;
- предметное;
- системное;
- функциональное;
- интегральное (табл.1.1).
Таблица 1.1.
Этапы осознания категории «качество»
Этапы осознания категории «качество» | Объекты качества |
Субстратное понимание | Природные стихии (огонь, вода, воздух, земля) |
Предметное понимание | Вещи их свойства |
Системное понимание | Система и ее элементы |
Функциональное понимание | Количественные показатели |
Интегральное понимание | Целостность, всеохватность |
1) Субстратное понимание качества характерно для древних культур и сводится к осознанию основных природных стихий (огонь, вода, земля, воздух). Это было обусловлено отсутствием сложных изделий, примитивным представлением об устройстве мира и физических законах природы, поэтому свойства или качества любого объекта рассматривались с точки зрения соответствия, подобия основным стихиям. Именно такое понимание качества лежит в основе гороскопов, которые соотносят качества человека со свойствами той или иной стихии, животного или растения.
2) Предметное понимание качества обусловлено влиянием производственной деятельности, развитием науки и техники. Было признано, что каждый предмет обладает специфическими, свойственными лишь ему качествами, которые могут быть объектом изучения и изменения.
3) Системное понимание качества появляется в связи с тем, что объектами научного исследования и практической деятельности становятся различные системы. Ученые поняли. Что практически любой объект материального и нематериального мира является системой, поэтому качество каждого объекта формируется в результате взаимодействия многообразных свойств и таким образом тоже является системной категорией.
4) Функциональное понимание качества связано с тенденцией определять его характеристики через количественные показатели.
5) Интегральное понимание качества ориентирует на синтетический, целостный охват всех сторон и факторов качества.
Все современные определения качества базируются на характеристике качества как философской категории, данной еще Аристотелем(384-322 гг. до н.э.). Он рассматривал качество в следующих значениях:
- как видовое отличие сущности (Аристотель. «Метафизика»). В этом значении качество есть то, благодаря чему предмет называется таким-то. Например, человек есть некоторое качественно определенное животное двуногое, а конь – четвероногое. Такое определение предупреждает нас о необходимости качественно различать предметы и в тио же время позволяет классифицировать предметы, объединять их в однородные группы в зависимости от тех или иных свойств.
- как характеристикусостояния сущностей(Аристотель. «Категории»), находящихся в движении, например, теплота и холодность, белизна и чернота, тяжесть и легкость. В этом определении проявляется изменчивость качества, его способность к преобразованию, так как состояния и свойства предметов могут изменяться и переходить друг от друга.
- как свойствовещи (там же). То есть один предмет отличается от другого своим не только количеством, но и качеством, совокупностью отдельных свойств. На этой идее основывается вся сравнительная деятельность в области качества, начиная от технического контроля и заканчивая выбором товара покупателем.
Таким образом, в своих исследованиях Аристотель заложил основы предметного понимания качества. Впоследствии к данной категории обращались философы различных школ:
- механистического мировоззрения (Р. Декарт, Дж. Локк, Т. Гоббс);
- немецкой классической философии (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах);
- марксистского материалистического направления (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин).
Идея системного понимания качества принадлежит немецкому философу Георгу Гегелю (1770 – 1831) – основоположнику диалектики как метода познания. В его философской системе исходными логическими элементами бытия выступают количество, качество и мера. Так, Гегель подчеркивал, что параметры «качество есть в первую очередь тождественная с бытием непосредственная определенность».