Введение

 

Управление качеством является одной из ключевых функций менеджмента, основным средством достижения и поддержания конкурентоспособности любого предприятия, компании, отрасли и страны в целом.

Управление качеством, выделившееся в отдельную дисциплину в 20-е годы прошлого века, в настоящее время органически влилось в общий менеджмент организации. Наиболее популярное и методологически сильное направление в управлении качеством – Всеобщее Управление Качеством – Total Qualitу Management (далее TQM) предполагает, что в создании качественного продукта принимают участие все сотрудники фирмы, весь персонал, а не только инженеры, менеджеры по качеству или специалисты по надежности.

Качество создается на всех стадиях производства. Не может быть качественным товар, который, хотя и соответствует всем техническим требованиям и спецификациям, не нужен потребителю. Основа качества товара – это определение потребностей потребителя, то есть маркетинг. Стадии закупок, найма персонала, производства, хранения и доставки также пронизаны требованиями к качеству. На каждой стадии существуют свои методы и инструменты достижения качества.

В России внимание к управлению качеством постоянно возрастает. Вместе с тем менеджеры до сих пор основную часть рабочего времени посвящают «сиюминутным» проблемам и исправлению ошибок, а не планированию качества с самого начала. Подход к качеству, возникший в советские времена и который ограничивался контролем, «закручиванием гаек», наказаниями и штрафами за брак, на настоящий момент все еще доминирует. Необходимо время, чтобы владельцы бизнеса и управляющие осознали, что управление качеством товаров и услуг, основанное на планировании и удовлетворении потребителей – единственная основа их экономического процветания.

В России проблема качества особенно остро встала с началом перехода ее к рынку и предстоящим вступлением во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). В этом случае, после открытия границ для зарубежных товаров и услуг, таможенные пошлины, защищающие многие отечественные отрасли (в частности, автомобильную), будут снижены, количество импортных товаров, проникающих на отечественный рынок, существенно возрастет. При этом достойную конкуренцию импорту смогут составить только качественные российские товары. Недостаток времени, который сопровождает любые инициативы российских фирм по повышению качества, только усложняют ситуацию. Япония занимается управлением качества с 50-х годов прошлого века. США – с начала 80-х годов того же века. В этой связи российским фирмам предстоит как можно быстрее проектировать и внедрять на предприятиях всех форм собственности системы качества, в том числе соответствующие стандартам ISO 9000.

 

Особое место в изучении курса должен занять опыт управления качеством, накопленный в СССР, где, порой хоть и формально, но работали системы управления качеством (БИП, СБТ, КАНАРСПИ, НОРМ, КС УКП и др.). Всему миру известны такие ученые в области управления качеством как: В.В. Бойцов, Г.Г. Азгальдов, О.К. Антонов, А.В. Гличев, Б.В, Гнеденко, К.И. Клименко, М.И. Круглов, Д.С. Львов, В.И. Седов, В.И. Сиськов, А.И. Субетто, В.П. Панов, Д.Л. Томашевич, Я.Б. Шор, Л.Я. Шухгальтер и другие.

Сейчас уже не является секретом, что многие разработки этих и других ученых легли в основу создания стандартов серии TQM.

В учебном пособии, учитывая актуальность курса, освещаются следующие темы курса:

· история появления, исторические и философские основы понятия «качество» и управления качеством;

· отечественная и зарубежная история управления качеством;

· правовые, организационные основы управления качеством на предприятии;

· квалиметрия как наука и применение в управлении качеством;

· необходимость, сущность, порядок проведения стандартизации и сертификации продукции;

· сущность статистического метода управления качеством;

· экономическое обеспечение управления качеством;

· государственное регулирование управления качеством;

· место и роль персонала в управлении качеством;

· современная теория и практика менеджмента качества.

 

 

Тема 1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА КУРСА «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ». СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «КАЧЕСТВО»

1.Предмет, цели, задачи и структура курса «управление качеством».

 

2. Сущность, исторические корни и философские основы понятия «качество».

 

3. Объекты исследования и управления качеством. Взаимосвязь «качество – потребление». Понятия и категории, относящиеся к управлению качеством.

 

4. Качество как основа конкурентоспособности в условиях рынка.