Артефакты в эксперименте
План эксперимента с маленьким объемом
Планы с ограниченным количеством участников не требуют сложной статистической обработки и доказательств статистической значимости полученных результатов. Анализ результатов осуществляется по каждому участнику в отдельности. Основная цель таких экспериментов – исследование уникальных явлений и индивидуальных характеристик.
Причины использования экспериментов с малым объемом:
- потребности индивидуальной валидности. В эксперименте с большим объемом часто возникает проблема «индивидуальной валидности», когда обобщенные данные не характеризуют ни один из индивидуальных случаев.
- уникальность случая. Эксперименты с большим объемом не используют при анализе уникальных единичных случаев или когда невозможно привлечь много участников.
- потребность идеографического исследования. Эксперименты с большим объемом не обеспечивают индукцию в выводах, когда на основе анализа отдельных случаев осуществляются обобщения, формулируются законы.
Преимущества экспериментов с малым объемом: отсутствие статистических подсчетов, легкость в интерпретации, возможность изучения уникальных случаев, привлечение малого количества участников, широкие возможности манипуляции независимой переменной.
Недостатки: сложности процедур контроля, сложности при обобщении результатов, невозможность использования при изучении феноменов, когда требуются межгрупповые планы.
Факт – вывод про однозначную каузальную связь между явлениями. В случае существования альтернативного объяснения каузальной связи наблюдается артефакт. Отсутствие артефактов обеспечивается строгим контролем и указывает на валидность эксперимента.
Контроль артефактов:
1) Контроль субъективных влияний – преодоление влияний, которые сознательно или неосознанно осуществляет участник или экспериментатор;
2) Контроль эффекта последовательности – преодоление влияний последовательного действия вариантов независимой переменной во внутригрупповых планах;
3) Контроль константности условий – преодоление влияний, которые обусловлены отличиями в условиях проведения эксперимента;
4) Контроль эквивалентности групп – преодоление влияний, которые возникают из-за неэквивалентности групп.
Методы контроля личности участника:
1) Метод «плацебо» (двойной слепой опыт). Для участия в эксперименте формируются две идентичные группы. Эксперимент проводится по аналогии в обеих группах. Ни экспериментатор, ни участники не знают, какая группа поддается влиянию. Экспериментатор не осведомлен о настоящей цели исследования.
2) Метод обмана. Оглашаются ложные цель и задачи эксперимента.
3) Метод скрытого эксперимента. Участники не подозревают, что принимают участие в эксперименте. Влияние осуществляется в естественных условиях их жизни. Используется, когда интервенции и их последствия не вредят участникам, а исследовательская цель является весомой и научно ценной.
4) Метод независимого измерения параметров. Экспериментальный эффект измеряется не в ходе эксперимента, а позднее скрытым способом на основе изучения результатов деятельности участником. Используется редко из-за сложности в реализации.
5) Контроль за восприятием ситуации. Во время эксперимента и после него участники опрашиваются на предмет того, как они относятся к ситуации эксперимента, к экспериментатору, понимают ли они инструкцию. Такой метод разрешает отсеять данные, которые искажают экспериментальные результаты.