Тема 4. Планирование как важная функция управления проектами

Содержание

Сущность планирования состоит в задании целей и способов их достижения на основе формирования комплекса работ (мероприятий, действий), которые должны быть выполнены, применении методов и средств реализации этих работ, увязки ресурсов, согласовании действий организаций – участников проекта.

Процессы планирования:

 

ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ

 
  Планирование содержания     Определние работ   Определение последовательности работ     Разработка расписания    
  Определение показателей содержания   Оценка продолжительности работ   Формирование бюджета   Разработка плана проекта
Планирование ресурсов   Составление сметы
  ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Планирование качества Планирование коммуникаций Управление риском Организационное планирование Планирование поставок
      Подбор кадров Планирование предложений
                 

 

 

Традиционно сложилась следующая система планов.

На прединвестиционной стадии в составе прединвестиционного обоснования и ТЭО разрабатывается укрупненный предварительный план проекта, включая потребности в основных видах ресурсов.

На стадии разработки проектной документации в составе проекта организации строительства (ПОС) разрабатываются:

уточненный план проекта в целом;

календарный план строительной части проекта;

календарный план подготовительного периода;

укрупненный сетевой график (для сложных проектов);

стройгенплан;

организационно-технологические схемы возведения объектов;

ведомость основных работ;

потребность в материально-технических ресурсах;

потребность в строительных машинах.

На стадии строительства в составе проекта производства работ (ППР) и организационно-технологических мероприятий:

календарный план производства работ по объекту или комплексу работ;

комплексный сетевой график;

стройгенплан объекта;

графики поступления на объект строительных материалов;

графики движения рабочих кадров;

технологические кадры;

мероприятия по выполнению различных видов работ;

предложения по оперативно-диспетчерскому управлению.

 

Классификация планов проекта.

1. По уровню управления проектом.

В методологии управления проектами сформирована следующая система планов. Проект имеет 4 фундаментальных уровня управления: концептуальный, стратегический, текущий и оперативный, для каждого из которых должен быть разработан свой план.

По функциям управления - функциональные планы разрабатываются на каждый комплекс работ (подготовительные, проектно-изыскательские, поставка материалов и оборудования, строительство, пусковой период и освоение производственных мощностей) или на комплекс работ, выполняемых одной организацией.

По степени охвата работ проекта:

сводный (комплексный, главный) - на все работы проекта;

детальный (частный) - по организациям-участникам;

детальный (частный) - по видам работ.

Структура декомпозиции работ (WBS – Works Breakdown Structure) – иерархическая структура последовательной декомпозиции проекта на подпроекты, пакеты работ различного уровня, пакеты детальных работ. Является базовым средством для создания системы УП, т.к. позволяет решать проблемы организации работ, распределения ответственности, оценки стоимости и т.п.

2. Сетевое планирование.

Сетевая модель комплекса работ - ориентированный граф, используемый для описания зависимостей между работами и этапами проекта. СМ целесообразно использовать для сложных проектов.

Календарное планирование.

Это составление и корректировка расписания, в котором работы, выполненные различными организациями - участниками проекта, увязываются во времени между собой и с возможностями их обеспечения различными видами ресурсов. При этом должно быть обеспечено соблюдение заданных ограничений и оптимальное (по принятому критерию) распределение ресурсов.

 

 

4. Порядок разработки и состав проектно-сметной документации.

порядок организации и проведения тендера на проектные работы определяется инвестором (заказчиком). Подготовка тендерной документации осуществляется организацией, имеющей на это лицензию.

Для организации и проведения тендера на проектные работы создается временная комиссия - тендерный комитет. В состав ТК входят представители заказчика, а также эксперты по специальным вопросам.

В обязанности ТК входят: объявление тендера, организация подготовки и распространения среди участников тендера (соисполнителей) тендерной документации, организация и проведение тендера, рассмотрение предложений соискателей и их оценка.

Тендерная документация содержит коммерческую (финансовые условия и гарантии), организационную (порядок, форма и объем представления, требования соискателя) и техническую часть (задание на проектирование и необходимые исходные данные, в том числе технико-экономические критерии и требования).

Финансирование деятельности ТК и подготовки тендерной документации осуществляется за счет инвестора (заказчика). Эти затраты могут быть полностью или частично возмещены путем продажи тендерной документации соискателям.

Рабочая документация для строительства разрабатывается в соответствии с государственными стандартами СПДС (системы проектной документации для строительства).

Обязательным условием является проведение государственной экспертизы