Вводная лекция

Тема 10.

Статистические индексы.

Тема 17.

Статистические индексы представляют показатели сопоставления 2-х состояний одного и того же явления. Эти состояния могут отличаться

 

 

«Статистика» - изучение массовых социально-экономических явлений и процессов с целью изучения необходимой для практического применения информации.

Информация - основной продукт статистики.

Статистика – это область научных знаний, вид деятельности, научная дисциплина, которая выполняет конкретное содержание в разделе экономической теории. Статистика – это мост между экономической теорией и экономической практикой.

Статистика изучает разные рыночные структуры.

3 раздела статистики:

1) Общая теория статистики.

2) Социальная статистика.

3) Экономическая статистика.

Затратный Доходный
(рынок продавца) (рынок покупателя)
Производят то, что могут производить. Производят только то, что покупается.

Цена влияет на себестоимость.

Внутренняя информация Внешний (статистика)
(бух.учет) поставляет информацию.
Статистика строится сверху вниз Статистика строится снизу вверх

Существуют требования к составлению статистического формуляра в форме анкеты.

1) В анкете отражаются только те признаки, которые необходимы для достоверного определения информативных показателей. Набор признаков должен включать только наиболее значимые детерминанты спроса. Некоторые из них будут определять характер закономерности, другие обеспечивать достоверность получаемых результатов. Запрещается использование признаков удовлетворяющих любопытству и не принимающих участие в определении обобщающего показателя.

2) Представляемый в анкете объект наблюдения должен быть однозначно определенным, представленная совокупность свойств и характеристик объекта должна в максимальной степени удовлетворять установленные или предлагаемые потребности потенциального потребителя (респондента).

Варианты построения анкет:

Анкета представляет собой документ, составленный по примерной схеме.

1) Информация о товаре (характеристика товара, эскиз, преимущества товара)

2) Ставится вопрос, ответ на который содержит выбор максимально возможной цены, который готов отдать потребитель для удовлетворения своей потребности посредством товара (или минимальный вариант цены, при которой потребитель откажется от приобретения). Таким образом потребитель выбирает значение предельной цены из дискретной (округленной) вариантов цен.

Существуют различные способы расчета количества приемных вариантов, оценивающих достоверности предполагаемых результатов.

В курсовой можно ограничиться 3-мя вариантами цен: < При какой цене «вы» откажитесь купить товар >. 3) Вопрос: количество товара, которое вы собираетесь приобрести по выбранной цене за конкретный интервал времени (указываются дискретные количества при заданном интервале). Или «Как часто будете покупать?» (указываются дискретные интервалы, периоды, пользование вещью).

4) Объемы пр-ва должны совпадать с объемами потребления этого товара.

Вопрос: Указать время отсрочки в приобретении данного товара (обычно указывается максимально возможный интервал времени отсрочки возможного платежа (приобретения) данного товара).

5) Информация о респонденте.

Фактором спроса являются доходы домохозяйств. По данному фактору осуществляют сегментацию рынка. Кроме того информация о доходах используется для учета и устроения ошибок представительности или репрезентативности. Для этого требуется, чтобы респондент указал на интервал доходов, которые соответствуют уровню дохода приходящегося на одного члена семьи.

Не существует стандартного вида анкеты для исследования спроса. Каждый специалист разрабатывает анкету с учетом характеристик, свойств и особенностей представляемого товара.