Выделение числа групп.

Определение группировочного признака (основания группировки).

Важнейшие проблемы группировки.

Тема 5.

Процентная перегруппировка.

Система группировок.

Социально-экономический анализ предполагает использование системы простых и комбинационных группировок.

Также очень часто прибегают к вторичной группировке – перегруппировка уже сгруппированных данных. Вторичная группировка может быть проведена методом простого укрупнения интервала.

Часто также используется процентная перегруппировка.

Пример: Группировка фермерских хозяйств по наличию скота.

Исходные данные:

№ п/п Группы хозяйств по числу голов % фермерских хозяйств % поголовья % по всему кол-ву скота
1. без голов 26,4 2,8 9,9
2. с 1-й головой 20,3 9,5 8,9
3. с 2-мя головами 14,6 11,8 11,1
4. с 3-мя –– " –– 9,3 10,5 9,8
5. с 4-мя –– " –– 8,3 12,1 11,2
6. с 5-ю –– " –– 21,1 53,3 56,1
  Всего:

 

№ п/п Группы хозяйств по уровню развития % фермерских хозяйств % поголовья % по всему кол-ву скота
1. Низкий 14,9 21,3
2. Средний 34,6 32,5
3. Высокий 50,5 53,2
  Всего:

Расчеты:

1. 26,4 + 20,3 = 46,7

2. 50 – 46,7 = 3,3

3. 3,3 / 14,6 = 0,226

4. 0,226 * 11,8 = 2,6 0,226 * 11,1 = 2,5

5. 2,8 + 9,5 + 2,6 = 14,9 9,9 + 8,9 + 2,5 = 21,3

6. 11,3 + 9,3 + 8,3 = 28,9

7. 30 – 28,9 = 1,1

8. 1,1 / 21,1 = 0,052

9. 0,052 * 53,3 = 2,8 0,052 * 56,1 = 2,9

10. (11,8 – 2,6) + 10,5 + 12,1 + 2,8 = 34,6 (11,1 – 2,5) + 9,8 + 11,2 + 2,9 = 32,5

11. 53,3 – 2,8 = 50,5 56,1 – 2,9 = 53,2

 

 


Построение группировки начинается с определения состава группировочных признаков.

Группировочный признак – это признак, по которому происходит определение единиц совокупности на отдельные группы. Его выбор зависит от цели группировки и существа данного явления.

От правильного выбора группировочного признака зависят выводы статистического исследования. В качестве основания группировки необходимо использовать существенные, теоретически обоснованные признаки.

В основание группировки могут быть положены как количественные, так и качественные признаки. Первые имеют числовое выражение (объем торгов, возраст человека, доход семьи и т. д.), а вторые отражают состояние единицы совокупности (пол, семейное положение, отраслевая принадлежность предприятия, его форма собственности и т. д.).

После того, как определено основание группировки следует решить вопрос о количестве групп, на которые надо разбить исследуемую совокупность.

Число групп определяется с таким расчетом, чтобы в каждую группу попало достаточно большое число единиц.

Число групп зависит от задач исследования и вида показателя, положенного в основание группировки, объема совокупности, степени вариации признака. Например, группировка предприятий по формам собственности учитывает муниципальную, федеральную и собственность субъектов федерации. Если группировка производится по количественному признаку, то тогда необходимо обратить особое внимание на число единиц исследуемого объекта и степень колеблемости группировочного признака.

При небольшом объеме совокупности не следует образовывать большого количества групп, так как группы будут включать недостаточное число единиц объекта. Поэтому показатели, рассчитанные для таких групп не позволят получить адекватную характеристику исследуемого явления.

Часто группировка по количественному признаку имеет задачу отразить распределение единиц совокупности по этому признаку. В этом случае количество групп зависит, в первую очередь, от степени колеблемости группировочного признака: чем больше его колеблемость, тем больше можно образовать групп. Чем больше групп, тем точнее будет выявлен характер исследуемого объекта. Однако, слишком большое число групп затрудняет выявление закономерностей при исследовании социально-экономических явлений и процессов. Поэтому в каждом конкретном случае при определении числа групп следует исходить не только из степени колеблемости признака, но и из особенностей объекта и цели исследования.

ПРИМЕР. Полученные анкеты можно сгруппировать по доходам населения, выделяя т.о. различные сегменты рынка. Количество групп определяется числом выбранных социально-экономических типов.

Определение числа групп можно осуществить и математическим путем с использованием формулы Стерджесса:

k = 1 + 3,322 * lоg(N),

где: k - число групп;

N - количество единиц или объем совокупности, число единиц совокупности.

Согласно этой формуле выбор числа групп зависит от объема совокупности.

Недостаток формулы состоит в том, что ее применение дает хорошие результаты, если совокупность состоит из большого числа единиц и если распределение единиц по признаку, положенному в основание группировки, близко к нормальному.

Признак, определяющий причину связи, называют факторным признаком. Признак, характеризующий следствие называют результативным признаком.

Пример: У каждой единицы совокупности (потребитель или покупатель) существует взаимосвязь между ценой и количеством товара приобретаемого по данной цене.

Другой способ определения числа групп основан на применении показателя среднего квадратического отклонения (σ). Если величина интервала равна 0.5σ, то совокупность разбивается на 12 групп, а когда величина интервала равна 2/3σ и σ, то совокупность делится, собственно, на 9 и 6 групп. Однако, при определении групп данными методами существует большая вероятность получения «пустых» или малочисленных групп.