Антикризисного бизнес-плана.
Рис. 1.1. Стратегические предпосылки и причины разработки
Устранить неплатежеспособность.
1. Восстановить финансовую устойчивость.
2. Рассчитаться с кредиторами.
3. Восстановить и укрепить конкурентоспособность и рыночные позиции предприятия.
Указанные ориентиры определяют специфику антикризисного планирования, а именно:
ØЧеткость, конкретность и целенаправленность содержания всех частей бизнес-плана.
ØСовпадение стратегической и тактической концепции (в т.ч. и по срокам реализации).
ØАкцентирование внимания на реструктуризационных, финансовых, и маркетинговых мероприятиях.
ØВключение новых «шагов» или элементов в процесс планирования, например таких, как «Реструктуризация долгов», «Расчет с кредиторами», «Программа реализации Плана финансового оздоровления предприятия (ФОП)».
ØПовышение значимости плана ФОП среди других планов.
ØУсложнение переплетения и иерархии видов планов: «Плана ФОП», «Плана внешнего управления», «Бизнес-планов реорганизации предприятия».
ØВзаимосвязь и подчиненность видов планов процедурам реорганизации (или ликвидации/слияния предприятия-должника).
ØПрименение экстремальных методов реализации планов, а значит, и планирование экстремальных мероприятий (например, реструктуризации долгов).
Структурно-содержательные особенности антикризисного планирования определяются, с одной стороны, внутренними и внешними условиями, в которых находится предприятие-должник, с другой – принципами, на которых строится процесс антикризисного планирования.
Условия, в которых проходит антикризисное планирование также специфические, им характерны:
- сжатость сроков планирования;
- недостаточность внутренних финансовых ресурсов предприятия. Негативное влияние внешних факторов, в том числе постоянное ухудшение состояния предприятия на разных этапах процесса планирования и реализации планов. Положение предприятия можно сравнить с человеком, попавшим в болото, который с каждой минутой погружается туда все глубже, а следовательно, изменяются все параметры его внешнего и внутреннего самочувствия. Отсюда необходимость постоянного отслеживания изменений внутренней и внешней среды, внесение корректив в оперативное планирование и реализацию антикризисных мероприятий;
- особая роль контроля на всех этапах планирования: изнутри – арбитражным управляющим; извне – кредиторами;
- неблагоприятный социально-психологический климат на предприятии, возможность фальсификации исходных данных и (или) саботаж планируемых мероприятий;
- учет особенностей фазы кризиса предприятия-должника и его прогнозных моделей;
- влияние изменений в Законах Украины на антикризисное управление.
Процесс антикризисного планирования базируется на определенных принципах, а именно:
- единство целей и задач планирования на всех иерархических уровнях предприятия;
- точное следование Закону Украины «Про відновлення платоспроможності боржника або визнання його банкрутом» № 2343-ХІІ от 14.05.1992 г.(редакция от 03.03.2005 г.);
- системный, процессный, ситуативный подход к планированию антикризисных мероприятий и их реализации;
- принцип оптимальности и экономической эффективности;
- принцип приоритетности (ранжирование целей и задач по их важности);
- принцип вариантности (разработка альтернатив, их сравнение, оценка и выбор оптимального варианта);
- принцип социальной ответственности (перед коллективом предприятия и обществом).
Обеспечить качественную подготовку комплексного бизнес-плана предприятия, проходящего реструктуризацию в соответствии с законодательством Украины, представляется возможным при соблюдении следующего алгоритма, представленного в концептуальной схеме на рис. 2.15 (раздел ІІ).
Ключевыми в содержании специализированного бизнес-плана реструктуризации являются следующие направления работы:
1. Диагностика имущественного состояния и финансово-хозяйственной деятельности предприятия (в целом и его структурных подразделений).
2. Анализсуществующей организационной структуры хозяйственного общества.
3. Определениеперспектив развития существующих структурных подразделений, дочерних предприятий и других входящих в хозяйственное общество юридических лиц.
4. Разработкабизнес-планов объектов в разрезе основных бизнес-единиц целостного имущественного комплекса предприятия.
5. Подготовкауправленческого решения относительно целесообразности функционирования существующих и создания новых бизнес-единиц хозяйственного общества.
6. Принятиерешения о внесения изменений в организационную структуру и штатное расписание хозяйственного общества, других институционных мероприятий.
7. Подготовкапредложений и принятие решений и внесении изменений и дополнений в Устав хозяйственного общества
8. Формулированиеэффективной структуры активов, входящих в уставный капитал хозяйственного общества, путем:
8.1. продажи, отчуждения излишнего, ненужного имущества (например, незавершенного строительства);
8.2. списания неликвидного имущества;
8.3. передачи в арендуимущества;
8.4. консервациивременно не используемого имущества;
8.5. передачиимущества (объектов социального назначения) в коммунальную собственность.
9. Экспертизабизнес-планов хозяйствующих субъектов- потенциальных партнеров (с указанием активов, эксплуатация которых предусматривается совместно)