Стратегический анализ

Реструктуризацией промышленного предприятия.

 

В данной модели доминирующими компонентами являются два блока –второй и пятый, в которых формируются три главных руководящих документа (документы действия):

- стратегический план развития предприятия;

- программа реструктуризации;

- бизнес-план развития предприятия.

Остальные элементы цикла являются формирующими содержание указанных главных документов. Взаимосвязь всех компонентов представлена на рис. 1.3 [12]

Управление стратегическими изменениями основывается на стратегическом анализе, по результатам которого разрабатывается стратегический план развития предприятия. Концептуальной точкой зрения автора является признание соподчиненности исследуемой категории «реструктуризация» требованиям и условиям стратегического развития предприятия. Вот почему в алгоритме (блок-схеме) реализации стратегии преобразований предваряют диагностику предприятия.

Такая последовательность в подходе автора объясняется и тем обстоятельством, что в управлении преобразованиями стратегический и диагностический этапы представляются одинаково важными и интерактивными. Взаимовлиянию стратегического управления и диагностики свойственны постоянство и системность, именно по этой причине указанные аспекты управления исследованы подобным образом.

Рассмотрим основные составляющие стратегического управления на теоретическом уровне и далее в практическом приложении на примере промышленных предприятий, осуществивших комплекс реструктуризационных преобразований.

Первым этапом стратегического управления может быть стратегический анализ, основным предназначением которого является оценка собственных ресурсов и возможностей, применительно к состоянию и потребностям внешней среды, в которой работает предприятие.

Порядок анализа принципиального значения не имеет. Он, как правило, осуществляется итерационным путем: исследование внутренней среды предприятия вызывает необходимость обращения к внешней, а после изучения аспектов внешней среды, следует обратиться к внутренней и т.д. Тем не менее, опыт консалтинговой работы показывает, что эффективнее начинать с предприятия, то есть его внутренней среды, а затем знакомиться с его внешним окружением. Такой подход экономичен как по затратам времени на стратегический анализ, так и сокращением объема перерабатываемой информации.

Стратегический анализ также осуществляется поэтапно, последовательно реализуя все необходимые его грани-компоненты. Концептуальная схема стратегического анализа приведена на рис. 1.4.

В чем проявляется необходимость проведения стратегического анализа? Изучение практического опыта рыночных преобразований предприятий промышленности свидетельствует, что очень многие руководители, даже крупных предприятий, пренебрегают необходимостью проводить глубокий анализ протекающих процессов на предприятии. Такому существующему положению дел есть несколько объяснений.

Во-первых, часть руководителей несколько недооценивают значимость стратегического анализа, считая, что они в полной мере владеют ситуацией, и достаточно вооружены информацией для принятия решений о выборе варианта реструктуризации.

Во-вторых, многие руководители не обучены знаниям и не овладели умением руководить промышленным предприятием в изменившейся внешней среде, в условиях жестких рыночных отношениях.

В-третьих, зачастую руководители считают, что вполне достаточно обходится оперативной реструктуризацией для восстановления платежеспособности предприятия.

На рис. 2.4 модель стратегического анализа включает шесть этапов, каждый их которых имеет свои задачи и инструментарий. Полученные результаты используются для принятия решения. Конечным продуктом такого анализа является разработка (или корректировка) стратегического плана развития предприятия [9].



ЭТАПЫ

                       
           

 

 


ЗАДАЧИ

                       
 
           
 
 
 

 

 


ИНСТРУМЕНТЫ

                       
           
 
 

 


РЕШЕНИЯ

                   
   
Выбор варианта структуры внутренней среды
 
Редакция миссии и цели Дерево целей
   
Выбор структуры взаимодействия с внешней средой
 
Выбор варианта структуры стратегического пространства Выбор оценки позиции
 
 

 


Рис. 1.4. Концептуальная схема стратегического анализа


Рассмотрим укрупненную модель промышленного предприятия, его производственно-хозяйственной системы, элементы которой могут быть включены в стратегический анализ (рис. 1.5)