М.Гаспаров. Занимательная Греция

Приложение

Вопросы для контрольной работы

Составьте классификацию мифов по периодам развития мифического сознания.

Какие мифические герои спустились в мрачный Аид и вернулись живыми?

Назовите имя мифического героя-бога, что был вознесен волею Зевса на Олимп за великие подвиги на земле и под землей?

Какую тайну скрывает Прометей от могучего громовержца Зевса и кому он раскрывает ее?

Кто из богов, родившийся с козлиными ногами, рогами и с длинной бородой, не остался на Олимпе, ушел в тенистые леса и иногда наводит на человека такой страх и ужас, что тот бросается бежать, не разбирая дороги?

Что объединяет Мидаса и Тантала, и к какой группе мифов отнесете рассказы о них?

Кем из смертных был нарушен заведенный Зевсом природный круговорот смены дня и ночи и какое образовалось впоследствии созвездие на небе?

 

Обязательная литература

1. Грейвс Р. Мифы древней Греции // пер. К.Лукьяненко, общ. ред. и послесловие А.А. Тахо-Годи. М., 1992

2. Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. Новосибирск, 1991

3. Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996

4. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М., 1989

5. Тронский И.М. История античной литературы // отв. ред. Н.М.Чистякова и В.Н. Ярхо. 4-изд. М., 1983.

Дополнительная литература

1. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976

2. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978

3. Мифологический словарь. М., 1990

4. Краткая философская энциклопедия. М., 1994


 

 

(фрагменты)

У богов были разные имена и прозвища. Аполлон был также и Феб-сияющий, и Локсий-Вещающий, и Пеан-Врачующий, и Гекаэрг-Далекоразящий, и Пифий-Драконоубийца, и Мусагет-Вождь Муз, и Делий-Рожденный на Делосе, и Ликей-то ли «Светлый», то ли «Волчий», и, может быть, даже Гелиос-Солнце. Дионис - это и Вакх, и Иакх, и Лиэй, и Бассарей, и Бромий, и Эвий ...

Даже один и тот же бог в разных местах изображался и почитался настолько по-разному, что можно было задуматься: да точно ли он один и тот же? На острове Крите чтили пещеру, где вырос Зевс-младенец, и чтили могилу, где погребен Зевс-покойник. Когда критянам говорили: «Но ведь Зевс бессмертен!», они отвечали: «Не умирает только тот, кто не рождался». В Аркадии в одном храме чтили сразу трех Гер: Геру-девицу, Геру-царицу и Геру-вдовицу. Когда аркадянам говорили: «Не может быть Гера сразу и девицей и вдовицей», они отвечали: «Не знаем, но так чтили ее наши предки». В Спарте стояли статуи Ареса в оковах и Афродиты в оковах; спартанцы объясняли: «Это чтобы бог войны не покидал нашего государства, а богиня любви - наших семейств», но, кажется, сами не очень доверяли своим объяснениям.

Кроме богов, почитали и обожествленных героев. Тут тем более один город другому не указчик. Аяксу Саламинскому приносили жертвы на Саламине, Елене и Менелаю - в Спарте, Гераклу - повсюду, но по-разному. Например, в городе Эрифрах Геракла почитали только женщины-рабыни, потому что когда-то кумир Геракла приплыл сюда по морю на плоту, подтянуть плот к берегу (сказали гадатели) можно было только канатом из женских волос, свободные женщины пожалели обрезать свои волосы, а рабыни обрезали ...

Все это причудливое своеобразие имело очень важные последствия. Оно учило греков терпимости. Никто, даже афиняне, не могли сказать: «Только мы чтим Афину правильно, а все остальные - неправильно; только наша Афина настоящая, а все остальные - не настоящие». Все были настоящие, потому что все почитались по заветам предков: значит, сама богиня хотела, чтобы ее почитали по-разному и чтобы не знали, какова она на самом деле. ...По этой же причине греки не удивлялись и не возмущались, что у других народов есть свои собственные боги. Они просто говорили: «В Египте чтят Диониса под именем Осириса, в Финикии - Геракла под именем Мелькарта, в Сирии - Афродиту под именем Астарты, в Риме - Зевса под именем Юпитера, у германцев - Гермеса под именем Вотана» и т.д. А если рассказы об этих богах не всегда похожи на греческие, то ведь и греческие рассказы о них не везде одинаковы.

Если бы Греция была единым государством, то, вероятно, жрецы различных храмов организовались бы в единую церковь и стали следить за тем, правильно ли люди думают о богах. К счастью, этого не случилось. Жрецы в Греции не были самостоятельным сословием, как, например, в Египте. Это были государственные должностные лица, избиравшиеся всенародным голосованием и следившие, чтобы государство не обидело своих богов и не лишилось их покровительства. Для этого нужно было соблюдать обряды: каждый гражданин обязан был участвовать в шествиях, молебствиях, жертвоприношениях, какими бы странными они ему ни казались. А верил он или не верил в то, что об этих богах рассказывалось, и если не верил, то во что он верил вместо этого, - жрецы не вмешивались. Потому что они помнили: каковы боги на самом деле - не знает никто ...

Сказка сказке рознь. Одни сказки рассказывают и верят, что так оно и было; это - мифы. Другие - рассказывают и знают, что все это придумано, а на самом деле такого не бывает; это - сказка в полном смысле слова. Мифы могут превращаться в сказки; какая-нибудь баба-яга для совсем маленького ребенка - миф, а для ребенка постарше - сказка. Рассказ о том, как Геракл вывел из преисподней трехголового пса Кербера, для греков времен Гомера был мифом, для нас это сказка. Когда произошла эта перемена? Для кого как. Люди темные до конца античности, да и много позже, верили в Кербера, и в еще более сказочных чудовищ. Люди вдумчивыеначинали оставлять эту веру как раз в пору, до которой дошел наш рассказ.

В самом деле. С виду мы представляем себе богов как людей, только лучше; стало быть, и нрав, и поступки у богов должны быть как у людей, только лучше. Между тем в мифах боги ведут себя так, как не позволил бы себе ни один человек. Кронос, отец богов, пожирал своих детей; Аполлон и Артемида за гордость Ниобы перебили всех ее сыновей и дочерей; Афродита изменяла своему мужу, хромому Гефесту, с воинственным Аресом; Гермес, едва родившись, украл коров у Аполлона, и так далее, без конца. Можно ли все это понимать буквально? Очевидно, нет. Понимать это нужно иносказательно.

Иносказания могут быть двоякого рода. Можно сказать: Зевс - это молния, Гера - небо; в «Илиаде» сказано, что Зевс бил Геру, это значит, что была гроза и молнии полосовали небо. Или можно сказать: Геракл - это разум, дикие чудовища - это страсти; подвигами своими Геракл учит нас властвовать нашими страстями.

До таких сложных выдумок пока еще далеко. Но что привычные гомеровские сказания нужно воспринимать не как миф, а как наивную сказку и что представлять себе богов толпой бессмертных исполинов, у которых все, как у людей, уже всерьез нельзя - это многим становилось понятно ...

(Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. - М., 1995, С.41-48)

 

...Золотое руно, где же ты, золотое руно?