Особенности производства предварительного расследования. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу.

Предварительное расследование по уголовным делам о применении принудительных мер медицинского характера осуществляется в порядке, предусмотренном УПК РФ, с изъятиями, предусмотренными в главе 51.

Особенностями производства предварительного расследования по уголовным делам о применении принудительных мер медицинского характера являются:

а) обязательность производства предварительного следствия по данной категории уголовных дел;

б) особый предмет доказывания по данной категории уголовных дел;

в) возможность выделения уголовного дела в отношении лиц, в отношении которых применяются принудительные меры медицинского характера;

г) обязательность участия законного представителя, защитника при производстве по данным уголовным делам;

д) окончание предварительного следствия составлением постановления о направлении уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера.

Правильное определение содержания и элементов предмета доказывания по делам о принудительных мерах медицинского характера позволяет четко обозначить границы исследования и круг обстоятельств, сведения о которых необходимы для установления фактических обстоятельств совершенного деяния и принятия обоснованных процессуальных решений по уголовному делу.

Производство предварительного следствия обязательно по всем без исключения уголовным делам невменяемых и лиц, заболевших психическим расстройством после совершения преступления. Требования закона об обязательности предвари­тельного следствия по делам этой категории является гарантией объектив­ного судопроизводства в отношении лиц, совершивших общественно опас­ные деяния в состоянии невменяемости, а также лиц, заболевших психиче­ским расстройством после совершения преступления. Согласно закону предварительное следствие по делам данной категории уполномочены про­изводить следователи прокуратуры, органов внутренних дел, федеральных органов по контролю за оборотом наркотиков, органов Федеральной службы безопасности в пределах своей подследственности (ст. 151 УПК).

«Эти дела возбуждаются на общих основаниях в порядке, установленном в УПК».[56] Необходимость их возбуждения, как правило, обусловлена наличием не только конкретных признаков общественно опасного деяния, но и данных о субъекте, заведомо страдающем психическим расстройством. Необходимость разрешения возникшего сомнения по поводу вменяемости субъекта и его способности отдавать отчет в своих действиях или руководить ими требует немедленного возбуждения дела и обязательного проведения экспертизы (ст. 196 УПК).

Если в стадии возбуждения уголовного дела получены данные о том, что общественно опасное деяние совершило лицо, имеющее психическое расстройство, и по этому факту необходимо произвести неотложные следственные действия в целях обнаружения и фиксации следов происшествия незамедлительного закрепления и исследования доказательств, то орган дознания обязан возбудить такое уголовное дело; провести необходимые действия и не позднее десятидневного срока направить прокурору для определения подследственности.

В случаях, если по делу, отнесенному к компетенции органа дознания в ходе расследования будут установлены фактические данные, указывающие на невменяемость лица, совершившего общественно опасное деяние, или психическое расстройство, развившееся у лица после совершения преступ­ления, то уголовное дело немедленно передается прокурору для определе­ния его подследственности и проведения обязательного предварительного следствия (ст. 151 УПК).

Предмет доказывания по делам лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, или лиц, у которых после совершения преступления насту­пило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания, - это совокупность специфических обстоятельств подлежащих обязательному выявлению и оценке при производстве предва­рительного следствия и в судебном разбирательстве уголовного дела. С учетом общего понятия предмета доказывания законодатель преду­смотрел перечень фактических обстоятельств, установление которых яв­ляется обязательным и совокупность которых дает возможность суду ре­шить вопрос о применении к лицу принудительных мер медицинского характера.

В статье 434 УПК РФ перечислены обстоятельства, подлежащие доказыванию по данной категории уголовных дел.

Прежде всего необходимо установить время, место, способ, обстановку и другие обстоятельства каждого общественно опасного деяния, совершен­ного невменяемым.

Если по делу ведется производство в отношении лица, у которого психическое расстройство наступило после совершения преступления, то доказыванию подлежат все обстоятельства, перечисленные в ст. 73 и 434 УПК, в т. ч. мотивы преступления, форма вины, смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства и др.

В случае если по делу будут собраны доказательства того, что лицо, лишенное возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими вследствие психического расстройства, совершило деяние, запрещенное нормами другого, а не уголовного закона, то к нему не могут быть применены положения ст. 21 УК РФ и назначены принудительные меры медицинского характера. К такому субъекту применяются исключительно добровольные меры медицинского характера в соответствии с процедурами, определяемыми в Законе от 2 июля 1992г. №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

При производстве предварительного следствия должно быть установле­но, что общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, совершено данным лицом. Эта императивная норма имеет глубокий юридический смысл и большое правовое значение. Во-первых, если по делу не будет собрано достаточно доказательств того, что именно данное лицо совершило общественно опасные деяния, то следователь не сможет представить в распоряжение судебных психиатров объективные и достоверные материалы, необходимые для дачи заключения о наличии или отсутствии у него какого-либо психического расстройства. Во-вторых, направление лица для проведения судебно-психиатрических исследований при отсутствии точных данных о субъекте данного деяния приведет к тому, что эксперты-психиатры не смогут дать его деянию объективную психиатрическую характеристику, оценить его поведение до и после совершения общественно опасного деяния, но самое главное - сделать заключение о том, могла ли представленная им личность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие психического расстройства. В-третьих, при отсутствии в уголовном деле достоверных доказательств о совершении данным лицом общественно опасных деяний следователь даже в случае, если судебные психиатры представят ему подобное заключение, будет фактически лишен возможности объективно оценить их выводы и дать им юридическую оценку, что может повлечь судебную ошибку.

Так, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации, отменив определение Ульяновского областного суда от 3 февраля 1997 г. о назначении принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением гр. В., совершившему ряд общественно опасных деяний в состоянии невменяемости и страдающему реактивным истерическим психозом, указала, что судебное разбирательство по делу проведено поверхностно, в суде не проверялись обстоятельства, имеющие существенное значение для решения вопроса о применении к гр. В. принудительных мер медицинского характера. В определении суда сделаны ссылки на показания гр. В. на предварительном следствии, полученные с нарушением закона, не приведены доказательства, устанавливающие или опровергающие совершение данным лицом общественно опасного деяния, и т.п.[57]

Таким образом, и суды также должны тщательно проверять доказательства, подтверждающие или опровергающие факт совершения общественно опасного деяния лицом, а также другие существенные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Юридическая оценка деяний невменяемого должна основываться лишь на данных, характеризующих их общественную опасность и общественную опасность самого больного, страдающего психическим расстройством. При этом не должны учитываться обстоятельства, не имеющие прямого отношения к рассматриваемому событию (судимости лица, помилование, применение в прошлом к нему принудительных мер медицинского характера, прекращение дела по реабилитирующим или нереабилитирующим основаниям и т.д.).

По делам этой категории обязательному доказыванию подлежат харак­тер и размер вреда, причиненного общественно опасным деянием. Призна­ние лица невменяемым или заболевшим психическим расстройством после совершения преступления не должно лишать права потерпевшего на воз­мещение имущественного и морального вреда, причиненного действиями данного субъекта. Исковые требования потерпевшего (гражданского истца) должны быть рассмотрены в данном деле или в порядке гражданского су­допроизводства.

К числу особых обстоятельств, характеризующих предмет доказывания и подлежащих обязательному установлению по делам о невменяемых, относится наличие у лица, совершившего общественно опасные деяния, психического расстройства в прошлом, степень и характер такого расстройства в момент совершения запрещенного законом деяния и ко времени рассмотрения дела в суде (п.4, ч. 2, ст.434 УПК РФ). Констатировать состояние вменяемости или невменяемости субъекта и решить вопрос о том, мог ли он и в какой мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, невозможно без исследования клинической динамики психического расстройства, выявления его глубины и тяжести. Таким образом, следователи, прокуроры и судьи должны, прежде всего, устанавливать данные о личности субъекта и его поведении во время совершения деяния. Необходимы и сведения о наличии или отсутствии в прошлом психических аномалий или психических заболеваний, о лечении в психиатрических больницах, о нахождении на учете в психоневрологическом диспансере и амбулаторном лечении. Важны для экспертов-психиатров и суда данные и о наличии у невменяемых близких родственников, которые имели в прошлом или страдают в настоящее время психическими расстройствами различной степени тяжести.

Не случайно Верховный Суд Российской Федерации обращает особое внимание на такие недостатки в работе органов предварительного следствия и требует неукоснительного соблюдения правовых норм, содержащихся в (ст.434 УПК РФ).

Отменяя определение Московского городского суда от 27 августа 1997 г. о применении к гр. Ш. принудительных мер медицинского характера в связи с освобождением его от уголовной ответственности за совершение общественно опасных деяний в состоянии невменяемости, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации указала, что по делу «остались неисследованными основные вопросы в отношении гр.Ш. и прежде всего вопрос о его психическом состоянии в момент рассмотрения дела, т.е. через два с лишним года после проведения судебно - психиатрической экспертизы (в апреле 1995 г.)» и др.[58]

Основанием для признания лица невменяемым и освобождения его от уголовной ответственности является заключение судебно-психиатрической экспертизы, в котором констатируется наличие медицинского и юридического критериев этого состояния и которое оценивается в совокупности с другими доказательствами: первоначально следователем, дознавателем, прокурором, а окончательно – судом при решении вопроса о применении принудительных мер медицинского характера.

Признав, что невменяемость лица, в отношении которого рассматривается дело, не установлена, суд своим решением возвращает дело для производства дополнительного расследования.

Однако суд может не согласиться и с выводами экспертов-психиатров и органов следствия о вменяемости субъекта, совершившего общественно опасные деяния.

Так, отменив приговор Верховного Суда Республики Татарстан в отношении гр.М., осужденного по ч. 2 ст. 218 и по п. «б» ст. 102 УК РСФСР, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации вернула уголовное дело на дополнительное следствие, указав, что вывод о вменяемости основан на односторонних и неполных данных. Из материалов дела видно, что гр. М. был комиссован из Вооруженных Сил Российской Федерации. По заключению судебно-психиатрической экспертизы, у него обнаружены признаки психопатии возбудимого круга в состоянии неустойчивой компенсации, а после совершения общественно опасных действий он перенес реактивный психоз. Между тем в распоряжение экспертов не представлена история болезни обследуемого, им не было известно, и о состоянии здоровья его брата, который, согласно справке врача, страдает психическим заболеванием и является инвалидом II группы. При таких обстоятельствах выводы судебно-психиатрической экспертизы о необходимости признания гр. М. в отношении инкриминируемого ему деяния вменяемым не могут быть признаны основанными на всестороннем, полном и объективном исследовании данных о его личности. Органы предварительного следствия при дополнительном расследовании должны истребовать историю болезни гр. М., назначить в отношении него стационарную судебно - психиатрическую экспертизу и с учетом ее выводов решить вопрос о его вменяемости.[59]

Поскольку применение принудительных мер медицинского характера диктуется исключительно медицинскими показателями купировать (пре­рвать) расстройство психики и агрессивное поведение субъекта своевре­менным и эффективным лечением, то процессуальный закон требует обяза­тельно устанавливать, связано ли психическое расстройство лица с опасно­стью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда (п.5, ч.2, ст.434). Поэтому во всех случаях при наличии фактических данных и медицинских показаний о том, что лицо, совершившее общественно опасное деяние, по своему психическому состоянию в последующем неспособно причинить иной существенный вред, в том числе себе и другим лицам, уголовное дело подлежит прекращению по основаниям, установленным в законе.

При установлении у лица заболевания психическим расстройством после совершения преступления во время производства по уголовному делу необходимо разрешить вопрос о возможности данного лица участвовать в производстве следственных (судебных) действий с учетом его способности правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить воспринятое. Без выяснения этих способностей лица следователь не может допрашивать его об обстоятельствах дела, а в случае допроса - использовать показания в качестве доказательств, поскольку может оказаться, что они получены из ненадлежащего источника и не имеют юридической силы. Сведения о таких психических способностях лица нужны суду для правильного решения вопроса о возможности его участия в судебном разбирательстве дела. Если будет установлено, что в силу психического состояния производство следственных действий с участием лица, совершившего общественно опасные деяния, невозможно, следователь обязан составить об этом протокол, объявить его защитнику и законному представителю.

По делам рассматриваемой категории обязательно назначается и производится судебно-психиатрическая экспертиза. Под судебно-психиатрической экспертизой принято понимать исследование, проводимое экспертом-психиатром или комиссией экспертов психиатров, лиц с целью определения их психического состояния в определенный период, который интересует следственные органы или суд. Основаниями производства судебной экспертизы являются:

1. определение суда, если судебно-психиатрическая экспертиза проводится по гражданскому делу;

2. постановления судьи, дознавателя, следователя или прокурора, если экспертиза проводится по уголовному делу.

При этом судебная экспертиза считается назначенной со дня вынесения соответствующего определения или постановления для:

а) определения психического состояния подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение по поводу его вменяемости;

б) установления способности подозреваемого обвиняемого самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве.[60]

Если при назначении или производстве судебно-психиатрической экспертизы возникает необходимость в стационарном обследовании подозреваемого или обвиняемого, то он может быть помещен в психиатрический стационар. Подозреваемый или обвиняемый, не содержащийся под стра­жей, помещается в психиатрический стационар для производства судебно-психиатрической экспертизы на основании судебного решения принимаемого в порядке, установленном ст. 165 УПК РФ.

Помещение подозреваемого в психиатрический стационар для производства судебно-психиатрической экспертизы прерывает срок, в течение которого ему должно быть предъявлено обвинение, до получения заключе­ния экспертов (ч. 3 ст. 203 УПК).

Как правило, судебно-психиатрическая экспертиза назначается, если:

имеются сомнения в психической полноценности обвиняемого. Чаще всего причиной таких сомнений оказываются данные о том, что обвиняемый находился под наблюдением психиатров. В таких случаях следователь должен сделать письменный запрос на имя главного врача психиатрического учреждения (психоневрологического диспансера или кабинета) по месту жительства обвиняемого. Если имеются сведения о лечении частным порядком, то целесообразно допросить его о причинах обращения пациента, о его состоянии, лечебных назначениях и т.д.;

имеются особенности поведения обвиняемого или подозреваемого во время следствия или правонарушения. Например, необычные высказывания или немотивированный отказ отвечать на вопросы, рассеянность, неоправданная веселость, бессмысленные поступки во время допросов могут быть следствием психических расстройств;

имеются особенности совершенного преступления, т.е. характер криминала, его кажущаяся безмотивность, противоречие между совершенным действием и личностью обвиняемого, последовательности его поступков, иногда необычная жестокость, тяжесть содеянного, способ совершения преступления.

Судебно-психиатрическая экспертиза может производиться в медицинском или ином учреждении, а также в другом месте, где имеются условия, необходимые для проведения соответствующих исследований и обеспечения прав и законных интересов лица, в отношении которого проводятся исследования. При назначении стационарной экспертизы помещение в психиатрический стационар (стационарное отделение) допускается только на основании судебного решения. Порядок производства судебно-психиатрических экспертиз в отделениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений определен в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ.[61] Согласно названной Инструкции отделения судебно-психиатрических экспертиз в обязательном порядке производят экспертизу для органов дознания, предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации судебно-психиатрических экспертиз. Экспертиза в отделениях судебно-психиатрических экспертиз производится работающими в этих отделениях экспертами в порядке исполнения своих должностных обязанностей.

Организация проведения экспертизы в отделении судебно-психиатрических экспертиз государственного психиатрического учреждения возлагается на руководителя этого учреждения. В обязанности руководителя входит:

при получении постановления или определения о назначении экспертизы поручить ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы;

по поручению органа или лица, назначивших экспертизу, предупредить эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, взять у него соответствующую подписку и направить ее вместе с заключением эксперта в орган или лицу, которое назначило экспертизу;

обеспечить контроль за соблюдением сроков производства экспертизы, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта;

по окончании исследований направить заключение эксперта (комиссии экспертов) лицу или органу, назначившему экспертизу, а также возвратить указанному лицу или органу материалы дела и все иные материалы и объекты исследования, которые были предоставлены в распоряжение эксперта (комиссии экспертов);

обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов, и не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

обеспечить условия, необходимые для проведения экспертных исследований.

Для этого руководитель вправе:

возвратить без исполнения постановление или определение суда, судьи, дознавателя, следователя, прокурора о назначении экспертизы, материалы дела, иные материалы и объекты для исследований, представленные для ее производства, если в данном отделении отсутствуют эксперт соответствующей специальности, необходимая материально-техническая база либо специальные условия для проведения исследований, указав в сопроводительном письме мотивы, по которым производится возврат;

ходатайствовать перед органом или лицом, назначившим экспертизу, о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в отделении государственного психиатрического учреждения, если их специальные знания необходимы для дачи заключения;

организовать производство экспертизы с участием других учреждений, указанных в постановлении или определении суда, судьи, дознавателя, следователя, прокурора о назначении экспертизы;

выступать в качестве судебного эксперта в соответствии с присвоенной ему экспертной квалификацией.

Кроме того, в случае возникновения при производстве судебной экспертизы необходимости стационарного обследования лица оно может быть также помещено в медицинский стационар, т.е. в государственное медицинское учреждение, а равно его отделение, которые предназначены для круглосуточного содержания пациентов. В медицинский стационар лицо может быть помещено для производства судебно-психиатрической экспертизы на срок до 30 дней. Этот срок может быть продлен по мотивированному ходатайству эксперта или комиссии экспертов постановлением судьи районного суда по месту нахождения указанного стационара еще на 30 дней.

Судья выносит постановление и уведомляет о нем эксперта или комиссию экспертов в течение трех дней со дня получения ходатайства. В случае отказа судьи в продлении срока пребывания лица в медицинском стационаре оно должно быть выписано из него.

Руководитель медицинского стационара извещает о заявленном ходатайстве и вынесенном судьей постановлении лицо, находящееся в указанном стационаре, а также орган или лицо, назначившие судебную экспертизу.

В исключительных случаях в том же порядке возможно повторное продление срока пребывания лица в медицинском стационаре, но при этом общий срок пребывания лица в указанном стационаре при производстве одной судебной экспертизы не может превышать 90 дней.

Условия производства судебно-психиатрической экспертизы в психиатрических стационарах различны в зависимости от того, проводится ли такая экспертиза в отношении лиц, не содержащихся под стражей, или в отношении лиц, содержащихся под стражей.

Судебно-психиатрическая экспертиза в отношении лиц, не содержащихся под стражей, производится:

в судебно-психиатрических экспертных стационарах, т.е. в психиатрических стационарах, специально предназначенных для производства судебно-психиатрической экспертизы;

в иных психиатрических стационарах. Помещение лиц, не содержащихся под стражей, в иные психиатрические стационары не должно существенно затруднять производство судебной экспертизы.

Судебно-психиатрическая экспертиза в отношении лиц, содержащихся под стражей, производится только в судебно-психиатрических экспертных стационарах, предназначенных для помещения в них указанных лиц. Обеспечение безопасности и охрана указанных стационаров осуществляются органами, на которые возложены обеспечение безопасности и охрана мест содержания под стражей.

Согласно действующему гражданскому и уголовному законодательству Российской Федерации судебно-психиатрическая экспертиза может быть следующих видов:

1) экспертиза у следователя;

2) амбулаторная экспертиза, которая проводится в психиатрических стационарах, в диспансерах, в помещении медицинской службы следственных изоляторов комиссией врачей, которая состоит не менее чем из трех врачей-психиатров. Она назначается:

в отношении подозреваемых, обвиняемых, совершивших правонарушение в состоянии алкогольного опьянения;

в случаях временных расстройств психической деятельности;

в случаях не резко выраженных психических расстройств (остаточные явления после травмы черепа, перенесенных инфекций и т.д.).

Порядок ее проведения определен в Положении об амбулаторной судебно-психиатрической экспертной комиссии, утвержденном Минздравом СССР 5 декабря 1985 г. № 06-14/30. В соответствии с названным Положением амбулаторные судебно-психиатрические экспертные комиссии организуются для производства амбулаторных судебно-психиатрических экспертиз.

Амбулаторные судебно-психиатрические экспертизы проводятся в медицинских учреждениях, следственных изоляторах, в суде (в помещении, где проходит судебное разбирательство), в кабинете следователя.

Члены амбулаторных судебно-психиатрических экспертных комиссий проводят также заочные и посмертные экспертизы.

Амбулаторные судебно-психиатрические экспертные комиссии организуются при одном из психиатрических или психоневрологических учреждений города, области, края, автономной или союзной (не имеющей областного деления) республики, соответственно главными управлениями (управлениями) здравоохранения, городскими, областными, краевыми отделами здравоохранения, министерствами здравоохранения автономных и союзных республик. Психиатрические и психоневрологические учреждения, при которых организованы амбулаторные судебно-психиатрические экспертные комиссии, предоставляют последним помещение для производства экспертизы с телефоном и необходимым инвентарем, а также помещение для лиц, ожидающих экспертизу.

Амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза в медицинском учреждении и следственном изоляторе, а также заочная и посмертная экспертизы производятся амбулаторными судебно-психиатрическими экспертными комиссиями в составе не менее трех врачей-психиатров: председателя и двух членов комиссии, один из которых является врачом-докладчиком. Эта же экспертиза в суде (в помещении, где проходит судебное разбирательство), в кабинете следователя, может производиться психиатром-экспертом единолично или комиссией из нескольких врачей-психиатров.

Общий срок производства амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы не должен превышать 20 дней с момента поступления в комиссию постановления (определения) о назначении экспертизы со всеми необходимыми материалами до дня направления акта (заключения) амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы и материалов дела лицу, производящему дознание, следователю, прокурору, суду. Срок производства экспертизы приостанавливается в случае заявления экспертами письменного ходатайства о предоставлении дополнительных материалов и возобновляется с момента получения указанных материалов.

Общее руководство работой амбулаторной судебно-психиатрической экспертной комиссии возлагается на председателя комиссии. Распоряжения председателя по вопросам организации работы комиссии (распорядок дня, учет, отчетность, делопроизводство) являются обязательными для сотрудников амбулаторной судебно-психиатрической экспертной комиссии.

Председатель комиссии:

регулирует очередность проведения экспертизы;

устанавливает время заседаний комиссии;

председательствует на заседаниях комиссии;

проверяет полноту материалов, подлежащих исследованию;

ведет переписку с судебными и следственными органами;

в случае вызова кого-либо из членов комиссии к лицу, производящему дознание, следователю или в судебное заседание, направляет туда экспертов.

Члены комиссии:

изучают материалы уголовного или гражданского дела, медицинскую документацию, иные материалы, относящиеся к предмету данной экспертизы;

участвуют в заседаниях комиссии, в клиническом разборе данных о лицах, проходящих экспертизу, и в составлении актов (заключений) экспертизы;

Кроме того, член комиссии, являющийся при производстве данной экспертизы врачом-докладчиком, обследует соматическое, неврологическое и психическое состояние лица, проходящего экспертизу, и составляет историю болезни; докладывает о результатах обследования и изучения материалов на заседании комиссии, а в случаях производства заочной или посмертной экспертизы докладывает на заседании комиссии о результатах изучения имеющихся материалов (материалов дела, медицинской документации и пр.); после того, как эксперты пришли к окончательным выводам, составляет акт (заключение) судебно-психиатрической экспертизы, который предварительно согласовывается с председателем и другими членами комиссии;

3) стационарная экспертиза;

4) экспертиза в судебном заседании, которая назначается:

обвиняемым, которые ранее не подвергались экспертному освидетельствованию, но сомнения в их психической полноценности возникли в процессе судебного рассмотрения. Эксперт указывает целесообразность назначения того или иного вида экспертизы;

обвиняемым, в отношении которых экспертная комиссия не решила вопроса о вменяемости;

обвиняемым, в отношении которых в стадии предварительного следствия уже было дано заключение, но суду необходимы разъяснения экспертами тех или иных положений экспертного заключения, с целью сообщения неизвестных экспертам данных, которые, по мнению суда, могут иметь значение, в связи с изменением психического состояния и поведения обвиняемого, сомнением суда в правильности заключения;

при выборе принудительных мер медицинского характера в отношении невменяемых.

Возможно также назначение:

дополнительной судебно-психиатрической экспертизы в связи с вновь открывшимися обстоятельствами;

повторной судебно-психиатрической экспертизы при возникновении сомнений следствия или суда в обоснованности и правильности первичного заключения эксперта;

комплексной - с привлечением экспертов других специальностей (психологов, сексологов, судебных медиков, наркологов и др.).

Как правило, судебно-психиатрическая экспертиза проводится комиссионно.

Экспертом при производстве судебно-психиатрической экспертизы может быть лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном законодательством, для производства судебной экспертизы и дачи заключения.[62]

Результаты экспертизы оформляются в виде заключения судебно-психиатрического эксперта (комиссии экспертов).[63]

Заключение по итогам судебно-психиатрической экспертизы составляется в письменном виде за подписью всех проведших ее экспертов и скрепляется печатью учреждения, в котором она проводилась. Срок составления экспертного заключения – не более 10 дней после окончания экспертных исследований и формулирования экспертных выводов. В случае возникновения разногласий между экспертами, проводящими комиссионную СПЭ, каждый из них или эксперт, который не согласен с другими, дает отдельное заключение по вопросам, вызвавшим разногласия.

Предмет судебно-психиатрической экспертизы определяется кругом тех вопросов, которые требуют специальных познаний и ставятся на разреше­ние экспертов-психиатров. В любом случае в постановлении о назначении судебно-психиатрической экспертизы по делам указанных лиц должны быть поставлены следующие вопросы:

1) страдало ли данное лицо в прошлом и страдает ли оно в настоящее время психическим расстройством, если да, то каким именно;

2) находился ли испытуемый во время совершения общественно опас­ного деяния в состоянии психического расстройства, которое делало его неспособным в тот период осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;

3) к какой категории относится данное психическое расстройство - хроническому психическому расстройству, временному психическому расстройству, слабоумию, иному болезненному состоянию психики;

4) какое психическое расстройство наступило у лица после совершения преступления и делает ли оно невозможным назначение или исполнение наказания;

5) когда началось это психическое расстройство и каковы его степень и характер во время производства по делу, является ли оно временным или хроническим;

6) представляет ли лицо по своему психическому состоянию опасность для общества и связано ли психическое расстройство лица с опасностью для него или других лиц либо с возможностью причинения им иного суще­ственного вреда;

7) нуждается ли лицо, совершившее запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, в применении к нему принудительной меры медицинского характера, если да, то какой именно;

8) нуждается ли лицо, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания, в назначении принудительной меры медицин­ского характера, если да, то какой именно;

9) лишает ли психическое расстройство способности лица участво­вать в производстве следственных действий и в судебном разбиратель­стве дела;

10) способно ли лицо по своему психическому или физическому со­стоянию самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уго­ловном судопроизводстве.

По делам рассматриваемой категории подлежат выяснению обстоятель­ства, способствовавшие совершению общественно опасного деяния и раз­витию тяжести психического расстройства, а также причины неоказания или несвоевременного оказания психиатрической помощи (добровольной или недобровольной госпитализации) лицу, в отношении которого ведется производство по делу.

Еще одной особенностью при производстве по данной категории уголовных дел является участие защитника и законного представителя.

Защитник является обязательным с момента вынесения постановления о назначении в отношении лица судебно-психиатрической экспертизы, если он ранее не участвовал в данном уголовном деле.

Законный представитель лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, привлекается к участию в уголовном деле на основании постановления следователя, прокурора либо суда. При отсутствии близкого родственника законным представителем может быть признан орган опеки и попечительства.

Законный представитель на протяжении всего предварительного расследования и при рассмотрении дела в суде во всех судебных инстанциях представляет законные интересы лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера, и защищает его права.

Законный представитель вправе:

1) знать, в совершении какого деяния, запрещенного уголовным законом, уличается представляемое им лицо;

2) заявлять ходатайства и отводы;

3) представлять доказательства;

4) участвовать с разрешения следователя в следственных действиях, производимых по его ходатайству или ходатайству его защитника;

5) знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей;

6) по окончании предварительного следствия знакомиться со всеми материалами уголовного дела, получать копию постановления о прекращении уголовного дела или направлении уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера.

В законе указано право законного представителя знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлении прокурора и подавать на них возражения. Право знать о жалобах и представлении должно сочетаться с обязанностью суда первой инстанции высылать законному представителю копии указанных документов для реализации им своего права подать на них свои возражения. Копии жалоб и представления могут быть вручены законному представителю и при вызове его в суд первой инстанции, если он проживает в той же местности, где находится суд.

Поскольку в ст.437 УПК РФ изложены права законного представителя, он может распорядиться ими по своему усмотрению. Если законный представитель не пожелает воспользоваться ими, например не захочет знакомиться с материалами предварительного расследования, следователь не может обязать его это сделать. В этом случае от законного представителя должно быть отобрано заявление или получено от него письмо, в которых он указывает о своем отказе осуществить предоставленное ему право. Сам отказ законного представителя воспользоваться предоставленными ему правами не приостанавливает производство следственных или судебных действий и не является нарушением права на защиту лица, в отношении которого решается вопрос о применении принудительных мер медицинского характера.