Устройство колес, их установка и крепление

Учебный вопрос № 1.

Введение

Занятие № 5.2. Колеса автомобиля

УСТРОЙСТВО И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Преподаватель автошколы

Заключение

 

Таким образом, на данном занятии были рассмотрены следующие вопросы: назначение, устройство коробки передач, характерные неисправности.

Материал занятия актуален при обслуживании и дальнейшем изучении трансмиссии автомобилей.

Ответить на возможные вопросы обучаемых.

Дать задание на самостоятельную подготовку. (СЛАЙД № 76)

_____________________________________________________________

ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

 

Тема № 5. Несущая система

Занятие № 5.2. Колеса автомобиля

 

по подготовке специалистов по ВУС-837 «водители транспортных средств категории «С»

 

 

Москва 2011


Тема № 5. Несущая система(СЛАЙД № 1)

Учебные вопросы (СЛАЙД № 2)

 

 

  1. Устройство колес, их установка и крепление.
  2. Устройство шин, их классификация.
  3. Нормы давления воздуха в шинах.

Время: 2 часа.

Место проведения: аудитория.

Вид занятия: лекция.

Методические указания.

Обосновывать обучаемым важность рассматриваемого учебного вопроса. Основные положения давать под запись в конспект.

Приводить конкретные примеры из опыта эксплуатации автомобилей.

Обратить внимание на правильность ведения конспектов.

Учебный материал излагать с использованием кадров в Microsoft PowerPoint, схем и плакатов.

Поддерживать связь с аудиторией.

Контроль качества усвоения учебного материал производить кратким опросом по изложенному материалу.

Подводить итог рассмотренного вопроса и приступать к изложению следующего учебного вопроса.

Сделать выводы по материалу занятия, подвести итог занятия, ответить на вопросы обучаемых. Дать задание на самостоятельную работу.

 

 

 

Ходовая часть колесных машин в процессе эксплуатации подвержена постоянному воздействию динамических знакопеременных нагрузок, которые особенно велики при движении по разбитым дорогам и бездорожью.

В процессе эксплуатации машин происходят изменения в работе механизмов трансмиссии, ходовой части и органов управления. Эти изменения приводят к снижению коэффициента полезного действия отдельных механизмов, увеличению расхода эксплуатационных материалов, ухудшению динамических качеств, экономичности машины, характеристик безопасности движения.

Поэтому знание устройства ходовой части автомобиля, ее технического обслуживания являются важными вопросами эксплуатации автомобиля в целом.

Вопросам устройства и действия элементов ходовой части посвящено это занятие.

 

 

Колеса, взаимодействуя с поверхностью дороги, преобразуют подведенное к ним через трансмиссию вращательное движение коленчатого вала двигателя в поступательное движение автомобиля, обеспечивают управление машиной и частично смягчают толчки (удары), возникающие при наезде на неровности (ухабы), поддерживают заданный дорожный просвет. (СЛАЙД № 4)

Колесный движитель состоит соответственно из 6 (КАМАЗ-4310 и УРАЛ 4320) колесно-ступичных узлов.

Колесно-ступичный узел состоит из: ступицы; диск; обод; шина.

Характеристика:(СЛАЙД № 5)

- дисковые;

- с разборным ободом;

- с односкатной шиновкой;

- с шинами переменного давления.

Колесо состоит из покрышки 7, камеры 1, ободной ленты 3, диска, соединенного с ободом 5, бортовых колец 2 и замочного кольца 6. К ступице колесо прикреплено десятью шпильками.

 

 

Рис. 1. Колесо с разъемным ободом с шиной в сборе: (СЛАЙД №6)

1 - камера; 2 - бортовое кольцо; 3 - ободная лента; 4 - балансировочный груз;

5 – обод колеса; 6 - замочное кольцо; 7 - покрышка

 

Ступица – центральная часть колеса. Предназначена для обеспечения вращения колеса на цапфе балки моста. Ступицы устанавливаются на цапфе на двух роликовых конических подшипниках, расположенных седлообразно.

Преднатяг подшипников ступиц регулируется специальной гайкой, которая фиксируется в заданном положении замочной шайбой. Гайка с замочной шайбой дополнительно стопорится на цапфе контргайкой. Между контргайкой и замочной шайбой установлена стопорная шайба контргайки.

При регулировке подшипников регулировочная гайка закручивается до тугого вращения вывешенного колеса и откручивается на 1/6 оборота.

Для смазки подшипников в каждую ступицу закладывают по 1,7 кг МЛи 4/13-3 (Литол-24), смена через одно ТО-2.

Ободья стальные. Размерность см. в таблице 1, где первая цифра - ширина полок под борта покрышки, а вторая - посадочный диаметр бортов покрышки в миллиметрах.

К ободьям 5 (см. рис. 1) приварены диски, которыми колеса крепятся к ступице при помощи шпилек. В центральной части обода сделан вентильный паз. С целью исключения проворачивания шины на ободе 5 имеются специальные тороидальные посадочные полки.

Диск– стальной, штампованный крепится к ступице шпильками и гайками (со сферической поверхностью – центровка относительно оси ступицы). Гайки колес левого борта машины имеют резьбу левого направления (насечки на границах или круговой ободок на лицевой стороне гайки).

Профиль обода 5 выполнен с тороидной посадочной полкой. Закраины обода 5 представляют собой два съемных бортовых кольца 2.

При сборке колеса на обод свободно надевают внутреннее бортовое кольцо 2 и шину, а затем устанавливают наружное бортовое 2 и замочное 6 кольца, причем последнее устанавливается в канавку обода. От выпадания замочное кольцо 6 удерживает давление воздуха в шине.

При возникновении неравномерного износа шин необходимо переставлять колеса. При этом другие шины будут также изнашиваться неравномерно. В тех случаях, когда все шины изнашиваются равномерно, в перестановке нет необходимости. Каждая шина притирается к своему месту, и в этом случае ее износ будет минимальным.

К ступице колесо прикреплено десятью шпильками (рис. 2)

 

Рис. 2 . Крепление колеса (СЛАЙД № 7)