Типы коробок передач. Передаточное число
Учебный вопрос № 2
Выводы по вопросу.
По характеру связи между ведущим и ведомым валами коробки передач делят на механические, гидравлические, электрические, комбинированные, а по способу управления – на автоматические, полуавтоматические и неавтоматические. Ступенчатые коробки передач различают по числу передач переднего хода (двухступенчатые, трехступенчатые и т.д.). (СЛАЙДЫ № 7, 8, 9)
По способу передачи потока мощности:
Механические — коробки передач, в которых используются механические передачи, как правило — зубчатые, простые (выполнены с использованием цилиндрических и конических зубчатых передач).
Гидромеханические— коробки передач, в которых механические передачи используются в сочетании с гидравлической передачей (гидромуфта, гидротрансформатор).
По числу основных валов с шестернями:
двухвальные с одной парой зацепления — наиболее просты, но не имеют прямой передачи (большинство переднеприводных и заднемоторных автомобилей)
трёхвальные с двумя парами зацепления:
¡ соосные — первичный и вторичный вал соосны — имеют прямую передачу, характеризуются уменьшенным поперечным габаритом, но увеличенным продольным (большинство заднеприводных автомобилей)
¡ с несоосными валами — не имеют прямой передачи (раздаточные коробки полноприводных автомобилей, КПП тракторов)
многовальные с переменным числом зацеплений — позволяют получать большое число передач
многовальные с последовательным редуцированием — фактически объединяют в себе несколько последовательно включенных КПП (нашли применение на бронетехнике)
безвальные КП
¡ соосные безвальные КП
¡ несоосные безвальные КП
По числу ходов (подвижных шестерен-кареток или муфт):
трехходовые;
четырехходовые;
пятиходовые.
По способу переключения ступеней:
с подвижными шестернями-каретками
с постоянным зацеплением шестерен и переключением с помощью зубчатых муфт:
¡ без синхронизаторов
¡ с синхронизаторами
с фрикционным включением ступеней
В зависимости от характера изменения передаточного числа различают коробки передач ступенчатые, бесступенчатые и комбинированные.
Передаточное число - отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей. Если в передачи участвуют несколько пар шестерен, то общее передаточное число получается умножением передаточных чисел всех пар шестерен, участвующих в передачи.
Передаточным числом пары зубчатых колес (U) называют отношение числа зубьев ведомого колеса к числу зубьев ведущего колеса (шестерни). (СЛАЙД № 10).
Значения передаточных чисел для различных передач даны в табл. 1. Сравнительная характеристика передаточных чисел автомобилей Урал и Камаз представлена в табл. 2.
Таблица 1. Значения передаточных чисел для различных передач (СЛАЙД № 10)
Передача | Передача в основной коробке | Диапазон в демультипликаторе | Передаточное число |
Низший | 7,30 | ||
Низший | 4,86 | ||
Низший | 3,50 | ||
Низший | 2,48 | ||
Высший | 2,09 | ||
Высший | 1,39 | ||
Высший | 1,00 | ||
Высший | 0,71 | ||
Задний ход | Задний ход | Низший | 10,46 |
Таблица 2. Сравнительная характеристика передаточных чисел автомобилей Урал и Камаз (СЛАЙД № 11)