Гуманистическая педагогическая мысль в эпоху Возрождения ( Витторино- да- Фельтре, Ф. Рабле, М.Монтень , Э. Роттердамский )
14-16 века .Деятели эпохи Возрождения – гуманисты- выдвигали на первое место культ человека и настойчиво боролись против церковно- религиозного мировоззрения, закрепощавшего личность. Но выдвигаемые ими прогрессивные положения касались лишь ограниченного круга лиц- социальной верхушки общества. Для детей знатного происхождения гуманисты требовали полноценного физического и эстетического воспитания , овладения латинским и греческим языками, необходимыми для изучения античных памятников литературы.
В программы умственного образования гуманистами включались естественно- научные предметы, как математика, астрономия, механика, естествознание.
Гуманисты с уважением относились к ребенку, выступали против схоластического обучения и суровой дисциплины. Стремились развить в ребенке любознательность и интерес к знаниям. Религия, тем не менее , занимала значительное место.
Продолжали развиваться городские школы, где проходили первоначальное обучение дети ремесленников и торговцев. Появились школы для девочек. В городских школах обучение велось на родном языке, существовали латинские школы, коллегиумы, гимназии.
Витторио- Да- Фельтре (1378- 1446) Италия.
Организовал школу под названием ШКОЛА РАДОСТИ, в основу которой положены принципы гуманистической педагогики. Особое внимание уделялось физическому развитию учащихся. Основные предметы: классическая литература и языки, математика, астрономия, совершали экскурсии по городу. Большое внимание уделялось играм, развитию физических и духовных сил человека.
Франсуа Рабле. (1494-1553) Франция
В романе ГАРГАНТЮА И ГАНТАГРЮЭЛЬ он дал сатиру на схаластическое средневековое воспитание и противопоставил ему гуманистическое воспитание с продуманным режимом для ребенка, многосторонним образованием, развитием самостоятельного мышления, творчества и активности.
Большое внимание уделялось физическим упражнениям, правильности и последовательности в изучении наук, наблюдение за природой.
Метод. : беседы, чтение книг, применение наглядных пособий. Освоение знаний носит сознательный характер!!!
Идеи. :наглядности, жизненности обучения. Советовал связать обучение с окружающей действительностью.
Цель. : духовное и телесное развитие человека.
М.Монтень (1533-1592)
В своем труде ОПЫТЫ рассматривает человека как наивысшую ценность . «Ребенок от рождения обладает первозданной чистотой, которую в дальнейшем «разъедает» общество.»Считал, что превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, а сколько развив способность критических суждений.
Цель образования : формирование критического мышления, а не передача знаний. Основа обучения- опыт. Ребенок должен научиться делать выводы, сравнивать , сопоставлять .
Цель : (развивающего обучения )- развитие способностей личности, критического мышления .
Монтень считал, что воспитание и обучение должны соответствовать нескольким критериям :
1. Больше говорит ученик и больше слушает учитель
2. Нельзя обучать многому ( против энциклопедического обучения )
3. Наладить контакт учащихся с окружающим миром
4. В ходе обучения следует знакомить с духовными ценностями, которые заключены прежде всего в античности .
Эразм Роттердамский.(1469- 1536)
Его работа ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ГЛУПОСТИ принесла ему известность и славу , высмеивал схоластические дискуссии, считал, что схаластика действует отупляющее на человека. Утверждал нравственное значение приобщения к урокам античности, глубокому знанию древних языков, истории, литературы.
Таким образом: педагоги- гуманисты внесли значительный вклад в историю развития педагогической мысли своей критикой схаластической учености, идеями о значении образования подлинных знаний о мире, об активности способов обучения, гуманистических основаниях организации процессов обучения, уважение личности ребенка.