Недостаточная эффективность торможения
Учебный вопрос № 9
Выводы по вопросу.
Таблица 10. Причины неисправности – недостаточная эффективность торможения
(СЛАЙДЫ № 26, 25)
Причина | Способ устранения |
утечка тормозной жидкости из колесных цилиндров передних или задних тормозов | заменить негодные детали колесных цилиндров, промыть и просушить колодки и барабаны, прокачать систему гидропривода |
воздух в тормозной системе | удалить воздух из системы |
повреждение деталей главного тормозного цилиндра | тормозной цилиндр разбирать и промыть спиртом или свежей тормозной жидкостью поршни, кольца чашки и шайбы |
повреждены резиновые уплотнители в главном тормозном цилиндре | заменить уплотнители и прокачать систему |
повреждены резиновые шланги системы гидропривода | заменить шланги |
замасливание тормозных накладок | накладки промыть, применяя теплую воду с моющими средствами, затем прошлифовать мелкой абразивной шкуркой |
нарушение работоспособности вакуумного усилителя тормозов | проверить гидровакуумный усилитель тормозной системы, герметичность соединения трубопровода со штуцером всасывающего трубопровода двигателя, в местах нарушения герметичности подтянуть соединения или применить пасту «герметик» |
Утечка тормозной жидкости из системы гидравлического привода тормозов. Если при движении автомобиля нарушилась эффективность действия тормозов, т. е. тормоза действуют слабо, о чем свидетельствует значительное увеличение тормозного пути при торможении и опускание педали к полу при легком нажатии, то причиной этого является утечка тормозной жидкости из колесных или главного тормозных цилиндров либо через тормозные гибкие шланги. В этом случае следует тщательно проверить уровень тормозной жидкости в питательных бачках тормозной системы. При его уменьшении найти и устранить течь, осмотрев вначале шланги , трубопроводы, а затем тормозные цилиндры задних и передних колес, а также главный тормозной цилиндр. Обнаруженное заклинивание поршней в колесных цилиндрах устранить, негодные детали колесных цилиндров и поврежденные резиновые уплотнители главного тормозного цилиндра и шланги привода тормозов заменить.
Воздух в тормозной системе. При удалении воздуха надо соблюдать следующий порядок:
- проверить уровень тормозной жидкости в наполнительном бачке главного тормозного цилиндра и при необходимости долить ее до нормы (на 10—15 мм ниже верхней кромки бачка);
- нажать на педаль тормоза два-три раза и при нажатой педали отвернуть на 1/2—3/4 оборота клапан (штуцер) выпуска воздуха и резко нажимать на тормозную педаль несколько раз. Отпускать педаль плавно. Прокачивать систему гидропривода до тех пор, пока из шланга, опущенного в банку, не прекратится выход пузырьков воздуха. После этого при выжатой педали тормоза плавно завернуть до отказа перепускной клапан или штуцер колесного цилиндра, отпустить педаль тормоза, отсоединить шланг и снова надеть колпачок на клапан.
При прокачке следить за уровнем тормозной жидкости в наполнительном бачке главного тормозного цилиндра и при необходимости доливать ее до нормы. В противном случае в систему вновь может проникнуть воздух. Уровень жидкости в период прокачки системы не должен опускаться ниже половины наполнительного бачка.
При обращении с тормозной жидкостью соблюдать повышенную осторожность, так как жидкость ядовита.
Прокачку системы гидравлического привода производят в такой последовательности: заднее правое колесо, заднее левое колесо, переднее правое и переднее левое колеса. После удаления воздуха из системы гидравлического привода следует проверить и отрегулировать свободный ход педали тормоза. При полной утечке тормозной жидкости из системы в пути летом можно попытаться заменить ее мыльной водой. Она в какой-то мере компенсирует свойства тормозной жидкости. Зимой для этих целей можно использовать спирт или растительное масло.
По возвращении необходимо тщательно промыть всю тормозную систему, прокачать ее и заполнить свежей тормозной жидкостью до нормы.
Замасливание тормозных накладок. Если зазор между тормозным барабаном и накладками соответствует норме, а действие тормозных механизмов слабое, необходимо убедиться, не попало ли масло на накладки. Признаками замасливания являются большой тормозной путь при резком торможении, скрип или визг тормозов, а также занос автомобиля. Наличие на накладках смазки свидетельствует о подтекании ее через уплотнение полуоси. Иногда замасливание тормозных накладок происходит и по причине попадания тормозной жидкости на тормозные колодки. Замасленные накладки промывают, применяя теплую воду с моющими средствами, затем шлифуют мелкой абразивной шкуркой и тщательно удаляют абразивную пыль с накладки.
Повреждение деталей главного тормозного цилиндра.Если после выполнения перечисленных работ тормозная система по-прежнему действует слабо, снимают главный тормозной цилиндр с автомобиля, разбирают и промывают спиртом или свежей тормозной жидкостью поршни , кольца чашки и шайбы . Тщательно осматривают пружины и , рабочие кромки манжет . Поврежденные детали заменяют, собирают узел, обильно смазав рабочие поверхности деталей свежей тормозной жидкостью. Затем заполняют систему тормозной жидкостью и удаляют из нее воздух.
Нарушение работоспособности вакуумного усилителя тормозов.Если для эффективного торможения колес к тормозной педали приходится прикладывать большое усилие, то следует проверить работоспособность гидровакуумного усилителя тормозной системы, герметичность соединения трубопровода со штуцером всасывающего трубопровода двигателя. Обнаруженные неисправные детали заменить, а в местах нарушения герметичности подтянуть соединения или применить пасту «Герметик». Если при проверке будет обнаружен засоренный воздушный фильтр вакуумного усилителя, то его необходимо заменить.
Одной из распространенных причин неисправности вакуумного усилителя может быть заедание корпуса клапана вследствие разбухания диафрагмы или защемления; возможно разрушение уплотнителя крышки или защитного колпачка. Б этом случае вакуумный усилитель заменить.
Характерным признаком неисправности вакуумного усилителя может также быть самопроизвольное торможение автомобиля при работающем двигателе. Подсос воздуха у вакуумного усилителя в месте установки защитного колпачка происходит из-за разрушения уплотнителя крышки или его плохой фиксации стопорящими деталями, перекоса или увеличенного износа. Для восстановления нормальной работы тормозной системы заменить вакуумный усилитель.