Тугое вращение рулевого колеса
Учебный вопрос № 8
Выводы по вопросу.
Затрудненное вращение рулевого колеса - довольно распространенный дефект у самых разных марок автомобилей. Управление машиной с "тугим" рулем не только утомительно, но и довольно опасно.
Таблица 9. Причины неисправности – тугое вращение рулевого колеса
(СЛАЙД № 24)
Причина | Способ устранения |
низкое давление в шинах передних колес | установить нормальное давление |
неправильная установка углов передних колес | проверить установку колес и отрегулировать |
нарушен зазор в зацеплении ролика с червяком | отрегулировать зазор |
перетянута регулировочная гайка оси маятникового рычага | отрегулировать затягивание гайки |
деформация деталей рулевого привода | заменить деформированные детали |
повреждение деталей шаровых шарниров | проверить и заменить поврежденные детали |
отсутствует масло в картере рулевого механизма | проверить уровень масла, при необходимости заменить поврежденный сальник |
повреждение подшипников верхнего вала рулевого управления | заменить подшипники |
Давление воздуха в шинах передних колес не соответствует норме. При тугом вращении рулевого колеса во время движения автомобиля рекомендуется проверить давление воздуха в шинах передних колес. Если давление ниже нормы, установленной требованиями заводской инструкции, то следует накачать шины передних колес и убедиться в легкости вращения рулевого колеса.
Деформация деталей рулевого привода. Если при движении автомобиля рулевое колесо вращается туго, то прежде всего необходимо проверить, не погнуты ли рулевые тяги и поворотные рычаги. Обнаруженные осмотром деформированные детали заменить.
Повреждение деталей шаровых шарниров. Чтобы проверить шаровые шарниры рулевых тяг, рекомендуется перемещать наконечники тяг вдоль оси пальцев. Для этого, используя рычаг и опору, перемещать наконечник параллельно оси пальца. Если вкладыш пальца не заклинен в гнезде наконечника тяги, то осевое перемещение наконечника относительно пальца составляет 1—1,5 мм и вкладыш перемещается вместе с пальцем, сжимая пружину. При обнаружении заклинивания вкладыша заменить шарнир с вкладышем, устранив тем самым тугое вращение рулевого колеса.
Перетяжка регулировочной гайки оси маятникового рычага. Иногда рулевое колесо вращается туго после ремонта маятникового рычага (замены втулок или самой оси маятникового рычага, деформации самого рычага и его замены) из-за перетяжки регулировочной гайки, Убедиться в правильности затягивания регулировочной гайки маятникового рычага можно следующим образом. Если маятниковый рычаг после затягивания регулировочной гайки вращается в горизонтальном положении под действием собственной массы, следовательно, гайка затянута неправильно. Рычаг должен поворачиваться под действием приложенной на его конце силы 1—2 кгс. Если гайка оказывается перетянутой, то ее следует отвернуть, приподнять шайбу и снова затянуть гайку. После этого соединить шаровые пальцы тяг с маятниковым рычагом, которые были отсоединены ранее.
Нет масла в картере рулевого механизма. Иногда тугое вращение рулевого колеса бывает из-за отсутствия масла в картере рулевого механизма или резкого повышения его вязкости, особенно в условиях низких температур окружающего воздуха. В этом случае нужно проверить уровень и качество масла в картере рулевого механизма, при необходимости долить масло до нормы или заменить его при плохом качестве. Обнаруженный при проверке неисправный сальник заменить.
Неправильная установка углов передних колес. Работы по установке углов передних колес рекомендуется выполнять на специальных стендах после замены или ремонта деталей передней подвески (поперечных качающихся рычагов, цилиндрических пружин, гидравлических амортизаторов, стабилизатора поперечной устойчивости, шаровых шарниров, резино-металлических шарниров рычагов передней подвески и т. д.) или после сильного удара из-за небрежного вождения автомобиля на больших скоростях по плохим дорогам.