Основные мероприятия по снижению вредных последствий на окружающую среду при эксплуатации и ремонте автомобиля
Учебный вопрос № 5
Наряду с преимуществами, которые обеспечивает обществу развитый автотранспортный комплекс, его прогресс сопровождается, к сожалению, и негативным воздействием на окружающую среду и человека.
В общем случае ограничение загрязнения атмосферы автотранспортом сводится к: (СЛАЙД № 28)
- совершенствованию двигателя автомобиля и его технического состояния;
- рациональной организации перевозок и движения;
- сокращению распространения загрязнения от источника к человеку.
Мероприятия по снижению вредных последствий на окружающую среду при эксплуатации и ремонте автомобиля: (СЛАЙД № 29)
- разработка высококачественных систем питания и зажигания.
- развитие систем технического контроля состояния автомобилей, находящихся в эксплуатации;
- улучшение качества топлива с целью достижения оптимальных экологических характеристик автомобилей;
- уменьшение вредных выбросов путем очистки отработавших газов в каталитических нейтрализаторах.
- создание систем рециркуляции картерных газов для снижения содержания в них углеводородов.
- разработка систем рекуперации топливных паров.
Одно из основных мероприятий — совершенствование конструкции современного двигателя внутреннего сгорания (ДВС) с искровым зажиганием.
Работы ведутся в следующих направлениях:
- улучшение качества смесеобразования во впускной системе;
- улучшение распыления топлива в карбюраторе;
- применение регуляторов принудительного холостого хода;
- обеспечение равномерного распределения смеси по цилиндрам.
Применение нейтрализаторов позволяет снизить содержание вредных веществ в отработанных газах. В настоящее время наибольшее распространение получили каталитические нейтрализаторы, в которых используются платина, палладий, радий. Эти вещества позволяют существенно снизить порог энергии, при котором начинаются окислительно-восстановительные реакции.
Другим методом обезвреживания отработанных газов является рециркуляция, т. е. повторное засасывание в цилиндры (вместе с порцией новой горючей смеси), с целью досжигания СО и СН и снижения количества окислов азота непосредственно в цилиндрах двигателя.
Рис. 15. Средства снижения вредных последствий на окружающую среду(СЛАЙД № 30)
На ближайшую перспективу поршневые ДВС останутся основным типом автомобильных двигателей, причем большое развитие должны получить дизельные ДВС. Но в последние годы такие преимущества дизельного ДВС, как меньший удельный расход топлива (на 30— 35%) и более низкая токсичность отработанных газов, обусловили их широкое применение не только на грузовых автомобилях большой и средней грузоподъемности, автобусах, но и на легковых автомобилях.
Снижение вредных выбросов от автомобилей может быть достигнуто за счет улучшения качества традиционных видов моторного топлива и применения новых, экологически более “чистых” видов горючего. Основное мероприятие здесь - снижение содержания в автомобильных бензинах высокотоксичного антидетонатора тетраэтилсвинца (ТЭС). До настоящего времени около 75% выпускаемых бензинов являются этилированными и содержат от 0,17 до 0,37 г свинца на 1 л бензина. При сгорании этилированных бензинов около половины содержащегося свинца выбрасывается с выхлопными газами в атмосферу.
Существенное снижение загрязнения окружающей среды и экономия бензина достигаются при замене традиционных видов нефтяного топлива так называемыми альтернативными видами моторного топлива, в первую очередь, газом. В этом плане практическое применение нашли сжиженные пропанбутановые газы и сжатый природный газ. По экспериментальным оценкам, использование газового топлива снижает выбросы окиси углерода в 2 – 4 раза, окислов азота - в 1,1 – 1,5 и суммарных углеводородов – в 1,4 – 2 раза. Проводятся исследования в области использования присадок к топливам в целях уменьшения токсичности и дымности выбросов. Применение присадок позволяет снизить дымность в 4 – 7 раз (в зависимости от процента содержания присадки в топливе и от режима работы двигателя).