Общие требования безопасности при эксплуатации автомобилей
Учебный вопрос № 1.
Введение
Занятие № 10.1. Техника безопасности и охрана окружающей среды
УСТРОЙСТВО И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»
Тема № 10. Техника безопасности и охрана окружающей среды
Занятие № 10.1. Техника безопасности и охрана окружающей среды
по подготовке специалистов по ВУС-837 «водители транспортных средств категории «С»
Москва 2011
Тема № 10. Техника безопасности и охрана окружающей среды(СЛАЙД № 2)
Учебные вопросы (СЛАЙД № 2)
- Общие требования безопасности при эксплуатации автомобилей.
- Опасность отравления отработавшими газами, бензином и другими ядовитыми эксплуатационными жидкостями.
- Правила безопасности при пользовании электроприборами. Безопасность труда при погрузке, выгрузке и перевозке грузов, при монтаже и демонтаже шин.
- Меры по противопожарной безопасности, правила тушения пожара на транспортном средстве.
- Основные мероприятия по снижению вредных последствий на окружающую среду при эксплуатации и ремонте автомобиля.
- Мероприятия по снижению токсичности и уровня дымности отработавших газов автомобильных двигателей
Время: 2 часа.
Место проведения: аудитория.
Вид занятия: лекция.
Методические указания
Обосновывать обучаемым важность рассматриваемого учебного вопроса. Основные положения давать под запись в конспект.
Приводить конкретные примеры из опыта эксплуатации автомобилей.
Обратить внимание на правильность ведения конспектов.
Учебный материал излагать с использованием кадров в Microsoft PowerPoint, схем и плакатов.
Поддерживать связь с аудиторией.
Контроль качества усвоения учебного материал производить кратким опросом по изложенному материалу.
Подводить итог рассмотренного вопроса и приступать к изложению следующего учебного вопроса.
Сделать выводы по материалу занятия, подвести итог занятия, ответить на вопросы обучаемых. Дать задание на самостоятельную работу.
Для эксплуатации и ремонта автомобильной техники Вооруженных Сил применяется большой ассортимент топлив, специальных технических жидкостей и масел, при эксплуатации которых необходимо соблюдать ряд требований по экологии. Кроме того при техническом обслуживании автомобиля и его эксплуатации требуется выполнять правила техники безопасности. Сегодня вы изучите основы техники безопасности и охраны окружающей средыпри эксплуатации автомобилей.
Законодательством автомобильный транспорт отнесен к источникам повышенной опасности, а воинские части и предприятия, являющиеся владельцами источников повышенной опасности, отвечают за вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Источниками повышенной опасности в парках могут быть:
- нарушение требований безопасности при оборудовании силовых, осветительных, отопительных, паро-воздушных и других коммуникаций на территории парка;
- неправильное взаимное размещение отдельных элементов парка;
- слабый контроль за выполнением работ и состоянием машин, оборудования и механизмов;
- низкая организация рабочих мест, нарушение санитарно-гигиенических норм;
- необученность работающих и недостаточный их инструктаж по требованиям безопасности;
- недостаточно четкая организация внутренней службы в парке и невыполнение служебных обязанностей лицами суточного наряда;
- движущиеся автомобили и другие машины.
К работам с повышенной опасностью в парках относятся:
- операции с грузоподъемными машинами;
- монтаж и демонтаж тяжелого оборудования;
- погрузка, выгрузка, работа на высоте при отсутствии лесов, стремянок и других специальных устройств и работы в неприспособленных условиях;
- земляные работы в зоне расположения энергетических сетей;
- электрогазосварочные работы при ремонте тары (как внутри, так и снаружи) из-под горючих, взрывчатых и агрессивных веществ;
- работы в бункерах, баках, цистернах, колодцах, ямах и т.п.;
- работы с ядовитыми, техническими и агрессивными жидкостями;
- эксплуатация электротехнических установок и другие работы.
Техническое обслуживание и ремонт машин необходимо выполнять в специально предназначенных для этого и соответствующим образом оборудованных рабочих местах (постах). На каждом рабочем месте должна быть утвержденная инструкция по требованиям безопасности. Каждое рабочее место должно быть оборудовано стеллажами для снятых деталей, инструмента и приспособлений.
Требования безопасности при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту машин:
- машина должна быть заторможена стояночным (горным) тормозом, в коробке передач включена низшая передача, зажигание (подача топлива дизелей) должно быть выключено, под колеса (гусеничные ленты) установлено не менее двух упоров (башмаков);
- на рулевом колесе или рычагах управления вывешивается табличка с надписью «Двигатель не пускать – работают люди»;
- если снятие агрегатов (сборочных единиц) или деталей связано с большим физическим напряжением или создает неудобство в работе, необходимо применять специальные приспособления (съемники), обеспечивающие безопасность и легкость выполнения работ;
- агрегаты и узлы массой более 20 кг перемещать с помощью грузоподъемных механизмов;
- запрещается поднимать (вывешивать) машину за буксирные крюки и работать под вывешенной машиной, установленной на одних домкратах;
- техническое обслуживание машин проводить только при неработающем двигателе, за исключением случаев, когда работа двигателя необходима для проведения диагностических и регулировочных работ;
- пуск двигателя и трогание машины с места разрешается при условии полной безопасности людей, находящихся вблизи нее. До пуска двигателя или начала движения подается продолжительный звуковой сигнал;
- при обслуживании машины снизу вне смотровой канавы, эстакады или подъемника специалисты обязаны пользоваться лежаками. Работать без лежаков (подстилок) на полу (земле) запрещается;
- оборудование, инструмент и приспособления должны быть исправными и соответствовать требованиям ГОСТ;
- необходимо соблюдать правила пользования монтажным инструментом, не применять сильно изношенные или не соответствующего размера ключи, инструмент с неисправной или неправильно заправленной рабочей частью, сломанными или плохо насаженными ручками;
- при обслуживании машин на подъемнике на механизм управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать – работают люди»;
- при обслуживании машин на подъемнике плунжер подъемника в рабочем (поднятом) положении должен быть надежно зафиксирован упором (штангой), гарантирующей невозможность самопроизвольного опускания;
- при техническом обслуживании агрегатов (сборочных единиц) машины, расположенных высоко над уровнем пола, применяются устойчивые подставки или лестницы-стремянки. Ширина (глубина) ступеней лестниц должна быть не менее 0,15 м, расстояние между ступенями – не более 0,3 м. Ступени лестниц не должны быть скользкими.
Рис. 1. Требования безопасности при выполнении работ по техническому обслуживанию
и ремонту машин (СЛАЙД № 4)
Рис. 2. Требования безопасности при выполнении работ под машиной (СЛАЙД № 5)
Рис. 3. Требования безопасности при выполнении работ в смотровой яме (СЛАЙД № 6)
Рис.4. Требования безопасности при выполнении работ в смотровой яме (СЛАЙД № 7)
Рис. 5. Требования безопасности при ремонте машин с высоким кузовом (СЛАЙД № 8)
Рис. 6. Требования безопасности при выполнении сварочных работ (СЛАЙД № 9)
Рис. 7. Требования безопасности при выполнении работ по сварке цистерн (СЛАЙД № 10)
Рис. 8. Требования безопасности при выполнении регулировочных работ (СЛАЙД № 11)