Зарождение воспитания в опыте обществе. Возникновение школы педагогической мысли народов Древнего Востока.
В настоящее время в науке существуют 2 концепции происхождения воспитания:
Ø Эволюционно-биологическая (Симпсон) – близка по сути к высшим животным (инстинкт заботы о потомстве).
Ø Психологическая (Монро) – бессознательный инстинкт детей подражать взрослым.
Ø + 3-я Трудовая (Маркс, Энгельс) – передача трудового опыта – основа воспитания.
Зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности – 40-35 тыс. лет назад, постепенный переход к коллективному труду. Специальное воспитание отсутствовало, система включения подрастающего поколения в жизнь.
1) Родившийся ребёнок матери; дети считались принадлежавшими ко всему роду; не было специального присмотра; пользовались большой свободой и самостоятельностью, не наказывали (почти), рядом находился взрослый, учили выносливости, элементарным приёмам труда. Возможность на собственном опыте убедиться в правоте взрослых. Совместный труд носил характер поучения, дети подражали взрослым.
2) В 8-5-м тыс. До н. э. – дифференциация труда, усложняется социальной структурой общества. Парный брак закладывает основы домашне-семейной формы воспитания. Младенчество мать! Затем в 3-4 года – наречение ребёнка (имя). С 3-4 до 6-7 – подключались другие родственники. В детях стремились развить преданность роду, коллективизм, задиристость, а где войны – агрессия.
13 лет – взрослая жизнь – инициация: умение выносить боль, лишения, проявлять выносливость. Подготовка – поэтапно, раздельно для м. (сложная) и д. Юноши – “дома молодёжи”, где старшие знакомили их с нормами морали, правами и обязанностями в семье и общине. У каждого рода своя программа: физ., труд., социально-нравственная подготовку; сопровождалось ритуалами. Привело к появлению группы лиц, занимающихся воспитанием, зачатки военного воспитания (стрельба из лука).
Таким образом, образование в первобытном обществе было примитивным, основанным на демонстрации и повторении. С появлением частной собственности, рабства и моногамии наступает период разложения ПОО. От родовой общины функции воспитания детей переходят к семье.
2) Важнейшим этапом развития воспитания, школы и педагогической мысли стала эпоха античности. Педагогические учения и система воспитания достигла высокого уровня в Древней Греции- IV веке до н.э. и в Риме к. I веке до н.э. Именно в античности сложились педагогические идеалы. Послужившие образцом для последующих эпох. По мере того, как развивался человек и общество в целом, постепенно изменялось воспитание. Из необходимости сохранения и передачи знаний, практического их использования появился специальный социальный институт- ШКОЛА( возникла несколько тыс. лет до н.э. в странах Древнего Востока благодаря изобретению различных видов письменности- шумерского, китайского, египетского письма. )
V тыс. лет до н.э.- начало истории школы I
В школе обучались дети свободных и самостоятельных семей. Возникла потребность в грамоте для юношей незнатного происхождения- ведение канцелярской работы- создавались школы (Египет).
Попытки теоретического обоснования воспитания и обучения. Среди первых педагогов, соединивших опыт обучения и воспитания и теоретически осмысливших его – китайский мудрец Конфуций (551- 479 гг до н.э.) – первый учитель Китая. Первый в истории возвысил человека. «Прекрасна та деревня, в которой господствует человек.»
Цель обучения :развить духовную чуткость ученика.
«Будь мастером не ремесла, а собственного сердца, постигни смысл жизни в самоуглублённой работе сознания, для которой не требуется ни технический орудия, ни власть.» Первый стал учить примером собственной жизни; провозгласил целью обучения развитие природных задатков человека.
Таким образом, развитие цивилизации Древнего Востока осуществлялось благодаря школе, учению. Возникшая из наблюдения людей за природой и её закономерностями, практическая нужда в этих знаниях вела к развитию математики, астрономии, ирригации и других научных основ. Появление школы способствовало дальнейшему развитию наук и культуры. От Древнего мира человечество восприняло идею о необходимости образования, в целях воспитания и типах обучения.