Внешняя торговля

Внешняя торговля важнейшая форма международных эконо­мических отношений; наряду с международным производственным, научно-техническим и другими формами (подготовка кадров, ту­ризм и т.д.) сотрудничества.

Основные формы международного производственного сотруд­ничества:

• совместная координация производства и сбыта на основе спе­циализации и кооперирования;

• совместное владение предприятиями (совместные предприя­тия);

• подрядное строительство;

• научно-техническое сотрудничество.

Особо значимым для современного развития мирового хозяй­ства становится научно-техническое сотрудничество, наиболее ра­циональными и эффективными формами которого выступают:

• создание общих научно-исследовательских центров, бюро, лабораторий для использования новейших научно-технических идей конструирования, маркетинговых исследований и технико-эконо­мических расчетов;

• совместные эксперименты в области совершенствования действующей техники и технологии с целью улучшения технико-экономических показателей работы фирмы;

• совместные изыскания и изучение зарубежного опыта в области организации производства и труда;

• текущая координация и консультации по вопросам технической политики;

• организация подготовки квалифицированного исследовательского персонала.

Необходимость и целесообразность (выгодность) свободной внешней торговли в противовес взглядам меркантилистов обосновали еще классики политической экономии А. Смит и Д. Рикардо на основе преимуществ международного разделения труда.

Совокупность внешней торговли всех стран образует междуна­родную торговлю.

Международная торговля — это обмен товарами и услугами меж­ду государственно-национальными хозяйствами. Она зародилась в глубокой древности, но лишь к XIX в. приняла форму мирового рынка, поскольку в нее оказываются втянутыми в основном все развитые страны.

Для оценки международной торговли анализируется либо сум­марный объем экспорта, импорта, либо внешнеторговый оборот страны. Он рассчитывается путем суммирования экспорта и импорта. Экспорт (вывоз) товаров означает, что их реализация происхо­дит на внешнем рынке. Экономическая эффективность экспорта определяется тем, что данная страна вывозит ту продукцию, из­держки производства которой ниже мировых. Размер выигрыша при этом зависит от соотношения национальных и мировых цен данно­го товара, от производительности труда в странах, участвующих в международном обороте данного товара в целом.