И предельная склонность к сбережениям

Предельная склонность к потреблению

Функции потребления и сбережений находятся в непосредст­венной зависимости от доходов населения. Тенденция в изменении величины потребления по мере роста доходов характеризуется та­ким показателем, как предельная склонность к по­треблению (marginal propensity to consume – MPС). Слово «предельный» в экономической теории обычно используется в зна­чении «дополнительный». МРС показывает, какая часть допол­нительного дохода уходит на приращение потребления:

где ∆С – любое изменение в потреблении; ∆Y – изменение в величине дохода.

Аналогичным образом мы можем рассматривать предельную склонность к сбережениям (marginal propensity to save – MPS). Она показывает, какую часть дополнительного дохода население использует на дополнительные сбережения при изменении величины дохода. Иными словами,

где ∆S – любое изменение в сбережениях.

Если общий доход возрастает, то лица, которые выигрывают от его роста, направят одну часть этого прироста на потреб­ление, а другую – на сбережения. Поскольку нет третьего воз­можного пути для использования этого дополнительного дохода, то ∆С + ∆S ≡ 1, а потому и MPS + MPC ≡ 1. Следовательно, MPS = 1 – МРС.

Математически на графике предельную склонность к потреб­лению отражает наклон функции потребления. Крутой наклон соответствует высокой МРС, пологий – низкой.

Данные статистики показывают, что по мере роста дохода рас­тут как потребление, так и сбережения. При этом МРС имеет тенденцию к снижению, a MPS – к росту. Заметим, что сбе­режения оказывают определенное влияние на потребление. Если у одних они есть, а у других их нет, то первые могут потреблять, не боясь занимать в долг. Такую ситуацию называют «эффектом сбережения».

Обычно сбережения накапливаются длительное время, их эффект в нормальных условиях крайне редко выступает причиной резких изменений в объеме производства. Но в условиях нестабильности экономического положения, усиления инфляции, отсутствия защищенности вкладов население начинает увеличивать потребление, особенно товаров длительного пользо­вания. Это приводит к возникновению ажиотажного спроса. Свое­образным видом сбережений в таких условиях являются расходы на приобретение таких товаров, как ювелирные изделия, меха, машины, дачи и т. д. Но поскольку они недоступны для лиц со средними доходами, а необходимые им товары на рынке отсут­ствуют, то у данной группы увеличивается склонность к сбере­жениям.