Занятие 2.Освоение приемов живописи.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В преподавании дисциплины «Живопись» используются следующие формы:
● лекции; лабораторные занятия, в рамках которых обсуждаются примеры домашних заданий;
● экспресс-диагностика (ответы на вопросы по отдельным темам дисциплины);
● самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, выполнение домашних заданий, выполнение и подготовка к защите домашних семестровых заданий, подготовка к текущему контролю знаний, промежуточным аттестациям и итоговому просмотру;
● рейтинговая технология контроля учебной деятельности студентов для обеспечения их ритмичной работы в течение семестра;
● консультирование студентов по вопросам учебного материала и выполнения домашнего задания,
● экскурсии в музеи, занятия в музеях, посещение выставок и мастер-классов, просмотры видеофильмов о живописи, просмотры альбомов по рисунку известных русских и зарубежных художников, участие в конкурсах с применением передовых технологий и методов художественного образования.
Тема 1. Введение. Теоретические и практические основы живописи.
Занятие 1.Художественные материалы и техники.
Контрольные вопросы:
1) Живопись – искусство цвета. Виды и жанры живописи.
2) Восприятие и символика цвета.
3) Природа цвета: основные, дополнительные и составные цвета.
Задания:
1) Выполнить таблицу «Ахроматический и хроматический контраст».
2) Выполнить таблицу «Изменение цветового тона, насыщенности и светлоты.
Материал: художественная акварель, бумага для акварели формат А-3, кисти.
Контрольные вопросы:
1) Основные характеристики цвета. Локальный цвет. Смешивание цветов.
2) Типы цветовых гармоний. Материалы живописи.
3) Колорит. Значение колорита в передаче идейно-образного содержания произведения.
Задания:
1) Выполнить таблицу смешивания цветов.
2) Выполнить основные живописные приемы: пуантель. аля-прима, по-сырому, лессировка (зооформа, биоформа).
Материал: художественная акварель, бумага для акварели формат А-3,кисти.
Тема 2. Натюрморт из бытовых предметов.
Занятие 3. Натюрморт в тоне гризайлью.
Контрольные вопросы:
1) Натюрморт – цели и задачи.
2) Что означает термин «гризайль»?
3) Назовите основные этапы выполнения натюрморта в тоне гризайлью.
4) Что такое ахроматические отношения. В чем особенность выполнения работы в свето-теневом варианте?
Задания:
1) Выполнить небольшой этюд-черновик в тоне гризалью на формате А-5.
2) Выполнить на формате А-3 натюрморт из 3х предметов на фоне драпировки в технике «гризайль».
Занятие 4. Натюрморт в цвете акварелью.
Контрольные вопросы:
1) Специфика работы над натюрмортом акварельными красками.
2) Закон тепло - холодности (в тени и на свету)
3) В чем заключается метод работы отношениями при изображении натюрморта?
4) Этапы выполнения живописного этюда натюрморта.
Задания:
1) Выполнить на небольшом формате А-4 этюд-черновик натюрморта.
2) Выполнить хроматический вариант того же натюрморта на формате А-3, используя живописные приемы.
Материал: художественная акварель, бумага для акварели формат А-3, кисти.
Занятие 5. Декоративный натюрморт.
Контрольные вопросы:
1) Дать характеристику основных средств художественной выразительности декоративного натюрморта.
2) Способы передачи пространства в декоративной композиции.
3) Основные особенности цветового решения декоративного натюрморта.
4) Художественные свойства гуаши. Метод работы гуашевыми красками.
Задания:
1) Выполнить трансформацию реалистического изображения натюрморта в декоративное при помощи условных приемов стилизации (черновой вариант).
2) Перенести готовый вариант на формат А-3 и выполнить основные орнаментально-цветовые приемы стилизации форм и пространства натюрморта.
Занятие 6. Декоративный натюрморт.
Контрольные вопросы:
1) Рассказать о влиянии различных свойств материала на художественно-образное решение декоративного натюрморта.
Задания:
1) Продолжить работу по созданию орнаментально-цветовых пластических компонентов декоративного натюрморта.
2) Обобщить и детализировать изображение декоративного натюрморта, добиться его целостности.
Занятие 7, 8, 9. Этюды биоформ.
Контрольные вопросы:
1) Предназначение цветовой орнаментики поверхностей биоформ.
2) Какие материалы и приемы используются для живописного изображения растений и цветов?
Задания:
1) Выполнить зарисовку растений и цветов с натуры.
2) Используя живописные приемы, определить цветовую гармонию растения.
Материал: художественная акварель, гуашь, бумага для акварели формат А-3, кисти.
Занятие 10,11,12. Этюды зооформ
Контрольные вопросы:
1) Предназначение цветовой орнаментики поверхностей зооформ.
2) Какие материалы и приемы используются для живописного изображения поверхностей у насекомых, птиц, пресмыкающихся, животных?
Задания:
1) Выполнить зарисовку зооформ с натуры, по представлению или копии с готового образца.
2) Используя живописные приемы, определить цветовую гармонию зооформ.
3) С помощью определенных живописных техник передать фактуру поверхностей зооформ.
Материал: художественная акварель, гуашь, бумага для акварели формат А-3,кисти.
Занятие 13. Этюды головы человека. Монохромный этюд гипсовой головы Венеры.
Контрольные вопросы:
1) Назовите основные принципы работы тональными одноцветными отношениями.
2) Назовите основные этапы работы над ахроматическим этюдом гипсовой головы Венеры.
3) В какой взаимосвязи находится силуэт головы с фоном?
Задания:
1) Выполнить линейно-конструктивное построение гипсовой головы.
2) Выполнить этюд головы, учитывая тональные, свето-теневые отношения натуры.
Материал: художественная акварель, гуашь, бумага для акварели формат А-3, кисти.
Занятие 14. Полихромный этюд гипсовой головы Венеры
Контрольные вопросы:
1) Назовите основные различия цвето-теневых отношений гипсовой головы и головы живой натры.
2) Перечислите основные этапы работы над полихромным этюдом гипсовой головы.
3) Особенности построения пространства в живописи. Виды перспективы.
Задание:
1) Выполнить линейно-конструктивное построение гипсовой головы.
2) Выполнить живописный этюд гипсовой головы.
Материал: художественная акварель, гуашь, бумага для акварели формат А-3,кисти.