Понятие нормативно-правового акта.

Конституционная монархия

Абсолютная монархия

Формы государства

 

Формы государства включают в себя:

1. Формы правления – это структура высших органов власти, порядок их взаимодействия.

Монархия – наследование престола, неподсудность монархов, религиозная основа монархической власти.

Республика – выборные органы, во главе республики президент и парламент, срочный характер власти, разделение властей на 3 ветви, привлечение к юридической ответственности высших членов.

Президентская республика

Парламентская республика

Смешанная республика

2. Государственное устройство – это внутренняя территориальная структура государства, раскрывающая взаимоотношения между центральными и местными органами власти.

Унитарное государство– это единое централизованное, состоящее из административно-территориальных единиц.

Признаки: единые для всей страны высшие органы власти, единое гражданство, единое законодательство, деньги.

Федеративное государство– это добровольное объединение самостоятельных государственных образований в единое союзное государство.

Признаки: территория государства состоит из территорий субъектов, субъект союза не может выйти из состава союза.

Конфедеративное государство– это юридический союз суверенных государств, созданный на договорной основе для обеспечения общих интересов.

Признаки: сохраняется режим государственных границ между участниками конфедерации, участник конфедерации в любое время может выйти из состава конфедерации.

3. Политический режим – это совокупность средств осуществления государственной власти.

Демократический – государственная власть выражает волю большинства населения при обязательном признании прав меньшинства. Права и свобода человека не только закреплены в законе, но и реализуются на практике, государство не вмешивается в частную жизнь граждан, регулярные выборы должностных лиц, реальное разделение властей, наличие рыночных отношений, свобода предпринимательской деятельности, защита всех форм собственности, независимости СМИ, многопартийность.

Антидемократический – власть находится в руках узкой правящей группировки, ограничение прав и свобод человека

 

 


Нормативно-правовой акт – это акт, содержащий правовые нормы.

Норма права – признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественного отношения.

По своей сути каждая норма включает в себя три элемента:

· Диспозицию – суть – суть и содержание самого правила поведения,

· Гипотезу – перечень условий, при которых норма действует,

· Санкцию – поощрительные или карательные меры (позитивные или негативные последствия), наступающие в случае соблюдения (нарушения) правила.

Закон – это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий гос. Волю по ключевым воросам регул-ния обществ. и гос. жизни.

Подзаконный нормативный акт – одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации закон. предписаний, или их толкования, или установления первичных норм.

Правовые нормы действуют:

· Во времени,

· Пространстве,

· По кругу лиц.

Под нормативно – правовыми актами понимаются выражения в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права.

Это – акты правотворчества, с помощью которых и благодаря которым устанавливаются или же отменяются правовые нормы.

Действие нормативных актов во времени. Можно выделить не­сколько вариантов вступления нормативно-правовых актов в действие. Во-первых, наиболее распространенным моментом начала действия нормативного акта являются истечение определенного срока после его официального опубликования. Так, федеральные законы и нормативные акты федеральных органов исполнитель­ной власти вступают в силу одновременно на территорииРФ по истечении десяти дней после дня их опубликования, а акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, — по истечении семи дней после их первого официального опубликования. Также по истечении семи дней после опубликования вступают в силу и акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также ор­ганизаций. Иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания. Во-вторых, начало действия некоторых актов определяется моментом их принятия или официального опубликования. Так, например, акты глав местной администрации вступают в силу с момента их опубликования, если иное не определено самим актом. В-третьих, время вступления нормативного акта в действие может быть указано в нем самом в специально принятом по этому поводу акте. Например, ныне действующий ГК РФ или принятый Госдумой УК РФ, который вступил в силу с 1 января 1997 г. В-четвертых, те нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, всту­пают в действие с момента их получения этими органами, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие. Прекращение действия нормативных актов связывается со следующими обстоятельствами: 1) истечением срока действия, на который был принят тот или иной акт; 2) в связи с прямой отменой нормативного акта уполномочен­ным на то органом; 3) в связи с фактической заменой нормативного акта иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений. Этот вариант прекращения действия нормативного акта менее желателен, так как зачастую порождает противоречивую правоприменительную практику, возникновение пробелов и коллизий правовых норм. Вновь принятый нормативный акт, как правило, распространяет свое действие на те общественные отношения, которые воз­никли после его принятия. Закон обратной силы не имеет. Однако из этого правила есть исключение: 1) когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия; 2) когда нормативный акт смягчает уголовную ответственность; 3) когда нормативный акт отменяет уголовную ответственность. Исключение составляет и «переживание» старого нормативного акта, при котором утративший юридическую силу нормативный акт по специальному указанию правотворческого органа продолжает регулировать некоторые отношения, возникшие или существовавшие во время действия этого акта.

Действие нормативных актов в пространстве осуществляется на основе территориального и экстерриториального принципов. Территориальный принцип предполагает действие нормативного правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности правотворческого органа. Под государственной территорией принято понимать часть земной поверхности в пределах государственных границ, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, территории посольств, военных и иных кораблей в открытом море, летательные аппараты. В федеративных государствах регулирование отношений осуществляется на основе приоритета общефедерального законодательства. Акты общефедеральных органов действуют в пределах территориальных границ федерации в целом. Акты субъектов федерации регулируют отношения в рамках их территориальных границ. Нормативные акты органов местного самоуправления действуют в пределах административных границ каждого из этих органов. Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. Например, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства. Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, управомоченный на разрешение возникшего конфликта, должны применять правовые акты тех государственных органов, на территории которых находится оспариваемое имущество.

Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов. Существует общее правило, в соответствии с которым нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан данного государства, так и на иностранцев и лиц без гражданства). Однако из этого правила есть исключения: во-первых, действующее уголовное законодательство Российской Федерации распространяется не только на лиц, находящихся на территории России, но и на ее граждан за границей; во-вторых, адресность нормативных актов производна от их содержания и назначения. Так, некоторые акты могут иметь значение для всех индивидуальных и коллективных субъектов, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (Конституция или УК РФ). Другие нормативно-правовые акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться лишь конкретной категории лиц (студентам, пенсионерам, военнослужащим, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера, и т.д.); в-третьих, свои особенности имеет действие нормативных актов РФ в отношении иностранцев и лиц без гражданства: — им не предоставляются некоторые права и не возлагаются определенные обязанности (право избирать и быть избранными в государственные органы, обязанность службы в Вооруженных Силах России и т.д.); — представители иностранных государств (главы государств и правительств, дипломатический персонал посольств, другие иностранные граждане) наделяются правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности). Вопрос об их уголовной и административной ответственности за правонарушения, совершенные на территории РФ, решается дипломатическим путем. Несмотря на эти изъятия, в России признается и гарантируется Конституцией весь комплекс основополагающих прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.