Понятие и особенности правового регулирования профессиональной деятельности в социальной сфере
Ответственность за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды
Нарушение экологических норм влечет за собой уголовную, административную, имущественную и дисциплинарную ответственность.
Законодатель придает охране окружающей среды большое значение. Уголовный кодекс содержит целую главу (Главу 26), называющуюся «Экологические преступления». Как преступления в ней определяются: – нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов; – нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ; – загрязнение вод; – загрязнение атмосферы; ‑ порча земли; – незаконная охота; – незаконная порубка деревьев и кустарников; – уничтожение или повреждение лесов и целый ряд других. В основном это материальные составы, т.е. для привлечения к ответственности необходимо, чтобы данные деяния повлекли за собой определенные вредные последствия.
Кодекс об административных правонарушениях РФ отдельно в Особенной части выделяет главу 8 – административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Административным экологическим правонарушением признается противоправное, виновное действие либо бездействие, посягающее на установленный в РФ экологический правопорядок, здоровье и экологическую безопасность населения, причиняющее вред окружающей природной среде или содержащее реальную угрозу причинения, за которое предусмотрена административная ответственность.
В определенных законом случаях может наступать и иные, указанные выше, виды ответственности.
В современных условиях социальная сфера представляет собой совокупность социальных отношений и условий, охватывающих интересы личности и различных социальных общностей, общества в целом – отношений труда, быта, культуры, здравоохранения, образования, социальной защиты. Помимо отношений социальная сфера включает в себя и материально-техническую базу, является областью деятельности людей, занятых предоставлением социальных благ и услуг.
Социальные отношения во взаимосвязи с трудовыми и экономическими отношениями охватывают весь период жизни и деятельности человека, занимают особое место в федеральном и региональном законодательстве.
Правовая база, регулирующая отношения в социальной сфере, имеет трехуровневую структуру и представляет собой в настоящее время значительный по объему массив нормативно-правовых актов, принятых органами государственной власти РФ и ее субъектов, а также органами местного самоуправления.
Установление основ федеральной политики в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития находится в ведении Российской Федерации.
В литературе отмечают, что, как минимум, 65 федеральных законов имеют все основания быть отнесенными к социальным. Ряд целевых социальных законов посвящены защите безработных, детей, инвалидов, ветеранов, малочисленных народов Севера, минимальной заработной плате, порядку ее индексации, прожиточному минимуму и т.д. Среди них следует назвать:
1) Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173–ФЗ (в ред. от 22.07.2008 г.)
2) Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166–ФЗ (в ред. от 22.07.2008 г.)
3) Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 г. № 256–ФЗ
4) Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266–1 (в ред. от 24.04.2008 г.).
5) Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178–ФЗ (в ред. от 14.07.2008 г.)
Помимо федеральных законов социальные отношения регулируются законами субъектов федерации, в частности, такими как:
1) Закон Красноярского края «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Красноярском крае» от 26.10.2006 г. № 20–5293 (в ред. от 15.03.2007 г.).
2) Закон Красноярского края от 20.06.2006 г. №19-4833 (ред. от 08.11.2007 г., с изм. от 10.07.2008 г.) «О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими на территории края».
3) Закон Красноярского края «О ежемесячном пособии на ребенка» от 10.12.2004 г. №12–2709 (ред. от 20.12.2007 г.).
4) Закон Красноярского края от 17.12.2004 г. №13–2780 (ред. от 10.07.2007 г.) «О порядке установления величины прожиточного минимума в крае» и др.
Правовое регулирование деятельности в социальной сфере осуществляется также многочисленными подзаконными актами. Среди них особое место занимают акты Правительства РФ, которое обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики, принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия; содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства; принимает меры по реализации молодежной политики; разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.
Таким образом, можно отметить, что правовое регулирование профессиональной деятельности в социальной сфере осуществляется многочисленными нормативными правовыми актами (законами и подзаконными правовыми актами), принимаемыми органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также органами местного самоуправления. В настоящее время прослеживаются тенденции децентрализации управления социальной сферой, передачей все большего объема полномочий региональным и муниципальным органам власти.
[1] См.: Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей: постановление Правительства РФ от 20 мая 1998 г. № 465