Правовые основы защиты информации и государственной тайны

 

Одним из основных нормативных актов, осуществляющих правовое регулирование защиты информации, является Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149–ФЗ (далее – Закон «Об информации»). В соответствии с данным законом законодательство РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции России, международных договорах РФ и состоит из указанного закона и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов.

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации и ее защиты, основывается на ряде принципов, в частности:

– свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

– установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

– открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

– достоверность информации и своевременность ее предоставления;

– неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия.

Под информацией законодатель понимает сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (ст. 2 Закона «Об информации»). Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений; может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Законодательно установлен запрет на ограничение доступа к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Так, федеральные законы устанавливают условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую, служебную и иную тайну. Соблюдение конфиденциальности такой информации является обязательным.

Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами. Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается Федеральным законом «О персональных данных» от 27 июля 2006 г.

В соответствии со ст. 16 Закона «Об информации» защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

3) реализацию права на доступ к информации.

Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством России о государственной тайне. Согласно Закону РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485–1 под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну:

1) сведения в военной области (о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники и т.д.);

2) сведения в области экономики, науки и техники (в частности, об использовании инфраструктуры РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства; о достижениях науки и техники, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства);

3) сведения в области внешней политики и экономики (о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства и пр.);

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности (о методах и средствах защиты секретной информации; об организации и фактическом состоянии защиты государственной тайны и т.д.).

Не подлежат засекречиванию следующие сведения:

1. Сведения о чрезвычайных происшествиях, катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан.

2. Сведения о состоянии экологии, здравоохранения, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства и преступности.

3. Сведения о привилегиях, компенсациях, льготах, предоставляемых всем субъектам.

4. Сведения о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина.

5. Сведения о ресурсах золотого запаса и государственных валютных резервов.

6. Сведения о состоянии здоровья высших должностных лиц.

7. Сведения о фактах нарушения здравоохранения органами государственной власти и должностными лицами.

Защита прав государства на государственную тайну осуществляется в административном, судебном порядке в закрытом заседании. Ответственность за правонарушения в сфере защиты информации влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.