Особенности формы правления РФ

Система органов государственной власти и местного самоуправления в РФ. 2 часа

Лекция 12. Форма современного российского государства.

 

План лекции:

1. Особенности формы правления РФ.

2. Форма государственного устройства России.

3. Система органов государственной власти в РФ.

4. Местное самоуправление в РФ.

 

 

В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. Россия является государством с республиканской формой правления (ст. 1). Что касается вида республики, установленной в РФ, в литературе отмечают, что она является смешанной с сочетанием черт как парламентской, так и президентской республики с доминирующим положением Президента в системе разделения властей (в силу чего нередко ее называют суперпрезидентской республикой).

Среди типичных признаков парламентской республики, имеющих место в РФ, следует назвать наличие наряду с Президентом председателя Правительства, и возможность, хотя и ограниченную, отстранения от власти Правительства парламентом (это отличает ее от президентской республики), хотя и в этом случае его судьбу будет решать Президент. Вместе с тем, Президент РФ избирается всеобщим голосованием (в этом отличие от парламентской формы). Кроме того, Президент обладает своими собственными полномочиями, позволяющими ему действовать независимо от Правительства.

Со времени своего учреждения в 1991 г. институт президентства играл и играет в России большую роль. В формально-юридическом плане Президент не входит ни в одну из ветвей власти и не доминирует ни над одной из них. Он является главой государства, выступает как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина, а также как официальный представитель российского общества и государства, определяет основные направления внутренней и внешней политики России, обеспечивает согласованное взаимодействие всех органов государственной власти в РФ.

Практически же налицо дисбаланс между законодательной и президентской властью, существенный перевес последней. Кроме того, как отмечают в литературе, президентская власть в действительности выступает как центральное звено власти исполнительной (М.Н. Марченко). Этот вывод подтверждается тем, что Президент имеет возможность непосредственно влиять на организацию деятельности исполнительной ветви власти.

В частности, Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, принимает решение об отставке Правительства, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации; ряд министров (так называемых «силовых» и министра иностранных дел) назначает лично. Хотя согласие на назначение Председателя Правительства дается нижней палатой парламента, Государственная Дума не вправе предложить своего кандидата на эту должность, кандидата может предложить только Президент. Если Государственная Дума в третий раз не удовлетворяет предложенную кандидатуру, Президент распускает ее и назначает новые выборы.

В России установлен институт парламентской ответственности правительства (когда Государственная Дума РФ может вынести Правительству РФ вотум недоверия), однако его реализация на практике затрудняется тем, что для решения вопроса об отставке Правительства нужен не один, а два вотума недоверия по инициативе Парламента (причем в течение трех месяцев, в противном случае первый вотум теряет свою силу). Однако и после двух вотумов отставка Правительства не является неизбежной – Президент вместо этого может распустить Государственную Думу с назначением даты новых выборов. Даже если вопрос о доверии ставится по инициативе Правительства, и Государственная Дума в доверии отказывает, то и в этом случае Президент имеет право окончательного выбора: отправить в отставку Правительство или распустить Государственную Думу.