Механизм защиты прав человека и гражданина

Юридические обязанности человека

 

Помимо прав Конституция РФ закрепляет и ряд обязанностей, которые неразрывно связаны, вытекают из прав и законных интересов других лиц, в конечном счете, и интересов общества и государства.

Юридическую обязанность в литературе чаще всего определяют как установленную законом меру должного поведения, опирающуюся на возможность государственного принуждения. В обязанностях выражаются как личные, так и общезначимые интересы. Обязанность тесно связана с субъективным правом. Если субъективное право – это сфера свободы индивида, то юридическая обязанность – область необходимости и подчинения.

Перечень обязанностей, указанных в Конституции, относительно небольшой, к ним относятся:

– обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы страны, при этом законы, затрагивающие права и свободы граждан подлежат обязательному опубликованию (ч. 3 ст. 15);

– обязанность осуществлять права и свободы, не нарушая прав и свобод других лиц (ч.3 ст. 17);

– обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании (ч. 2 ст. 38);

– обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 3 ст. 38);

– обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44);

– обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);

– обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

Вместе с тем в Конституции есть обязанности только граждан России: обязанность при владении, пользовании и распоряжении землей и другими природными ресурсами воздерживаться от действий, способных нанести ущерб окружающей среде либо нарушить права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст. 36); и обязанность защиты Отечества и несения военной службы (ст. 59).

 

 

В юридической литературе различают внутригосударственные и международные способы и средства защиты прав и свобод человека.

Внутригосударственные:

– судебная защита (ч. 1 и 2 ст. 46), включая право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48);

– институт Уполномоченного по правам человека, к которому могут обращаться все, кто считает себя ущемленным в конституционных правах, а также с жалобами на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.

– Конституционный суд РФ рассматривает дела связанные с защитой не любых, а именно конституционных прав и свобод. Подать жалобу может участник уголовного, административного, гражданского, арбитражного процесса на любой стадии рассмотрения дела. Суд рассматривает не само дело, а проверяет конституционность конкретного закона.

Международный механизмы защиты прав человека образуют специальные органы, осуществляющие международный контроль за деятельностью государств в сфере обеспечения и охраны прав человека. Их решения не носят обязательного характера для государства, чьи действия нарушают права человека, но создают вокруг него негативное общественное мнение мирового сообщества.

Международный контроль реализуется на двух уровнях: в рамках ООН создан Центр по правам человека, а в 1993 г. учреждена должность Верховного комиссара ООН по правам человека.

Кроме того, образованы специальные органы на основе отдельных конвенций. Например, на основе Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966 г.) создан Комитет по ликвидации расовой дискриминации; в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах – Комитет по правам человека; на основании Конвенции о правах ребенка (1989 г.) – Комитет по правам ребенка и т.д.

Из региональных международных органов наиболее эффективно работает Европейский суд по правам человека, куда могут обратиться не только государства-участники, но и неправительственные организации, группы лиц и отдельные личности, которые, по их мнению, стали жертвами нарушения Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека 1950 г. со стороны властей. Жалобы на действия частных лиц Европейским судом не принимаются. Решения Европейского суда является окончательным и обязательным для государств-участников Конвенции 1950 г. Суд вправе взыскать с государства, чьи действия обжалуются, расходы на оплату судебной процедуры или суммы в пользу выигравшего процесс заявителя. Государство, не выполнившее решение Суда, может быть подвергнуто штрафу, возможно и приостановление его членства в Совете Европы.

Таким образом, главным средством защиты прав человека служат национальные суды и другие органы государства, хотя прослеживается тенденция существенного дополнения национальных правовых механизмов международными.