Государственно-правовой (политический) режим

 

Помимо принадлежности к тому или иному типу, а также наличия определенных форм правления и государственного устройства государства отличаются друг от друга своими режимами.

Под государственным режимом понимается совокупность приемов, методов, способов осуществления государственной власти, с помощью которых осуществляется государственная власть.

Государственный режим является наиболее динамичной составной частью формы государства, чутко реагирующий на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде. Государственный режим в значительной мере индивидуализирует форму государства.

Он выступает в качестве важнейшей составной части политического режима, охватывающего собой не только государство, но и все другие элементы политической системы общества (некоторые авторы, например, В.В. Лазарев, С.В. Липень употребляют понятия «государственный» и «политический» режим, как тождественные).

Наиболее распространена классификация режимов в зависимости характера используемых государственной властью средств и способов, исходя из этого, различают демократическийи недемократический государственно-правовые режимы.

При демократическомрежиме провозглашаются и обеспечиваются общедемократические права и свободы, населению предоставляется реальная возможность влиять на состав государственных органов и содержание их наиболее значимых решений, гарантируется политический плюрализм и разделение властей как основа формирования государственного аппарата.

Среди недемократических режимов чаще всего выделяютавторитарный и тоталитарный режимы.

Авторитарный режим считается более мягким по сравнению с тоталитарным. Он связан с отстранением населения от управления обществом и государством с существенным ограничением его основных прав и свобод. Верховную государственную власть осуществляет узкий круг людей – правящая элита, власть которой не ограничена законом. При этом запрещается или существенно ограничивается деятельность оппозиционных партий. Нарушается принцип разделения властей. Парламент становится придатком исполнительной власти и его значительная часть не избирается, а назначается. Сферами свободными от политического контроля являются экономика и частная жизнь, т.е. контроль осуществляется преимущественно за политической жизнью общества.

Авторитарный режим занимает промежуточное место между демократическим и тоталитарным и способен трансформироваться и в тот, и в другой.

Тоталитарный режим более реакционен и связан с ограничениями не только в политической, но и в личной жизни граждан. При данном режиме любые партии, кроме правящей, возглавляемой вождем, лидером организации и государства, как правило, запрещены. К выборам в парламент (если он существует) не допускается значительная часть населения. Власть опирается на применение насилия или угрозу его применения, существует единая общая для всех официальная идеология, монополия на информацию, цензура, слияние партийной и государственной структур, отрицание частной жизни и собственности, доминирование государственных интересов над интересами личности, общества. Выделяются разновидности тоталитарного режима – фашистский, коммунистический, расистский и некоторые др.