Форма государственного устройства

 

Форма государственного устройства – это один из элементов формы государства, под которым понимается территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

Данная категория дает ответы на вопросы о том, как организована территория государства, из каких частей оно состоит, каково их правовое положение, на каких принципах строятся взаимоотношения центра и мест. Двумя основными формами государственного устройства среди них являются унитарная (простая) и федеративная (сложная). В учебной литературе традиционно выделяется третья форма государственного устройства – конфедерация. Однако, данная форма, во-первых, встречается весьма редко, а, во-вторых, представляет собой объединение государств, созданное для решения каких-либо задач, и нового государства при этом не образуется.

Унитарное (от латинского – единство) – это единое, слитное государство, которое не имеет в своем составе государственных образований. Унитарному государству присущи: единство территории; единый центр государственной власти (т.е. единая, общая для всей страны система высших и центральных органов власти – правительство, парламент, Верховный Суд); единая система законодательства и единая конституция; единое гражданство, единая судебная система; одноканальная система налогов (налоги собираются по стране и аккумулируются в центре). Законодательные органы унитарных государств могут не иметь палат, но существуют и двухпалатные парламенты. Так, например, парламент унитарной Великобритании состоит из двух палат: Палаты общин и Палаты лордов. Палаты парламентов унитарных государств в отличие от федераций не имеют специального представительства от тех или иных регионов страны.

Административно-территориальные единицы унитарных государств не обладают политической самостоятельностью, хотя наделяются достаточно широкой компетенцией в экономической, социальной, культурной сферах. Как правило, они имеют одинаковый правовой статус (одноименные), занимают равное положение по отношение к государству в целом (так называемые симметричные унитарные государства). Если же на территории унитарного государства имеются регионы, обладающие национальными, культурными, историческими особенностями, то создается политическая или административная автономия (ассиметричные унитарные государства). Права у таких автономий несколько шире, чем у обычных административно-территориальных единиц, но границы этой самостоятельности устанавливаются высшими органами власти страны. Классический пример в этом отношении – Испания, где наряду с такими историческими областями, как страна Басков и Каталония, выделенными по национальному признаку, созданы и территориальные автономии

В последнее время в унитарных государствах появилась новая форма – регионализм, когда автономные образования обладают правом принимать свое законодательство (например, Италия, такие образования могут принимать законы по вопросам градостроительства, сельского, жилищного хозяйство и т.д.).

Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это обусловлено тем, что унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство. Унитарные государства могут иметь и однонациональный (Франция, Швеция, Норвегия и др.), и многонациональный (Великобритания и др.) состав населения.

Федеративное государство (федерация) − сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т. д.) являются государственными образованиями, не обладающими суверенитетом.

Входящие в состав федерации государственные образования называются ее субъектами, их количество и наименование может быть различным. Так в США существует 50 штатов, в Швейцарии – 23 кантона, в ФРГ – 16 земель. Каждый из субъектов имеет свое административно-территориальное деление. На территории каждого из них, наряду с деятельностью общих для всей федерации высших органов власти и управлениями, действуют также свои собственные высшие и местные органы государственной власти и управления. Аналогично обстоит дело с конституцией и другими федеральными законами, с судебными и иными органами. Но Конституция федерации и федеративные законы являются высшими законами страны, их действие распространяется на всю ее территорию.

Наличие в федерации двух систем высших органов – федерации в целом и ее субъектов – вызывает необходимость разграничить их компетенции (предметы ведения). Способы размежевания компетенции, применяемые в различных федерациях, многообразны, однако наиболее распространенными являются два. В США, Канаде, Бразилии, Мексике и других странах конституции устанавливают сферы, подпадающие под исключительную компетенцию федерации и исключительную компетенцию ее субъектов. В ФРГ, Индии и иных государствах конституции, кроме того, предусматривают сферу действия совместной компетенции федерации и ее субъектов.

Законодательный орган федерации традиционно состоит из двух палат, в одной из которых представлены ее субъекты. Когда в 1787 г. разрабатывалась и принималась Конституция первой в мире федерации – США, возникли разногласия о порядке представительства штатов в Конгрессе. В качестве компромисса было решено создать две палаты – Палату представителей, число конгрессменов в которой зависит от населения штатов, и Сенат, в котором каждый штат независимо от величины его территории и численности населения представлен двумя сенаторами. По такой схеме строятся парламенты всех федераций мира.

Субъекты федерации образуются по национальному или территориальному принципу либо федерация создается, используя и первое, и второе начала. Федерации, основанные на национальном или национально-территориальном принципе, считаются непрочными, имеют тенденции к распаду (СССР, Чехословакия, Югославия) или испытывают большие сложности.

Различают также симметричные (все субъекты федерации имеют одинаковое правовое положение, пользуются одинаковыми полномочиями) и ассиметричные (с разным правовым статусом) федерации.